Преподобный Сергий уходил в Радонежские леса с одной целью: спасти душу, избавиться от греха. По своему великому смирению он не хотел быть ни священником, ни игуменом. Желал только одного - быть монахом (или отшельником) и служить Богу. И это ему и удавалось. До времени...
Ибо, выдержав искушения от бесов, Преподобный жил на Маковецкой горе в полном уединении, упражняясь в посте, молитве и безмолвии. Компанию ему составляли только голодные волки и медведи (которых он приручил). Изредка (по версии Б. Зайцева) Сергия навещал младший брат Петр, приносивший ему хлеб (медведя святой кормил именно хлебом).
Однако молва о святой жизни Сергия быстро разнеслась по всей округе. Промыслом Божиим к отшельнику стали приходить монахи, так же, как и он желающие спасения. Первым был старец Василий (по прозвищу Сухой). Вторым - Иаков (Якута). Затем пришел старец Елисей и его сын, диакон Онисим. Они говорили святому: "Отче, прими нас, мы хотим жить вместе с тобой на этом месте и спасти свои души" (Епифаний Премудрый. Житие и чудеса преподобного Сергия, игу мена Радонежского).
Сергий поначалу не принимал монахов. Он не видел, точнее, не хотел себя видеть пастырем душ человеческих, опасаясь диавольских сетей честолюбия. Однако, убедившись в вере и усердии собравшейся братии, позволил каждому ставить келлию; предупредив о тяготах лесной жизни.
Постепенно вокруг Преподобного собралось 12 монахов, желающих наследовать Царство Небесное. Монахи срубили келлии, обнесли их забором, а у ворот поставили привратника. По отшествии ко Господу игумена Митрофана (первого игумена обители) в Троицкой монастыре возникла острая необходимость в новом священнике и игумене.
Монахи хотела видеть игуменом только Сергия. Однако, тот, не желая этого сана, отправился просить нового игумена у епископа Афанасия Волынского, управлявшего тогда русской митрополией (митрополит Алексий Московский на то время был в Царьграде). Епископ же Афанасий, недолго думая (имя Сергия было ему известно), поставил игуменом самого просителя. Так Сергий и получил игуменский посох. И его новой обязанностью стало попечение о душах вверенных ему словесных овец.
Будучи игуменом, Сергий, учил братию входить в Царство Небесное узким путем, через тесные врата (Мф.11:12). То есть прилагая усилие, побеждая грех, преодолевая себя. Ибо именно так - аскезой, деланием - спасались величайшие подвижники древности: преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный, Феодосий Киновиарх.
От собравшихся вокруг него монахов троицкий игумен требовал точного исполнения иноческого устава: посещения всех богослужений, нестяжания, послушания, труда и молитвы (имеется в виду, частной, келейной). Преподобный Сергий имел правило: после повечерия (глубокой ночью) обходить все келлии монахов и смотреть: кто чем занимается. За тех, кто молился, клал поклоны, занимался рукоделием или читал священные книги, Сергий радовался и благодарил Бога.
Тем же, кто собравшись вдвоем или втроем вел праздные беседы, стучал в дверь или в окно, давая знать, что ему, игумену, все известно... А наутро призывал провинившихся к себе (обличал с гневом и наказывал) и рассказывал им притчи до тех пор, пока празднословы не покаются.
Имея игуменский посох (знак пастырской власти над стадом словесных овец), Сергий мог бы не работать физически (как поступают некоторые настоятели современных монастырей). А только повелевать и обличать.
Однако именно такого "игуменства" подвижник боялся, как огня. Он ставил себя ниже всех. И нес те же самые послушания, что и формально подчиненные ему монахи. Троицкий игумен толок и молол пшеницу (для приготовления просфор), собирал дрова, плотничал, работал в огороде...
Внешне Сергий никак не походил на ИГУМЕНА или НАЧАЛЬНИКА (имеется виду, в стереотипном представлении). Он носил ризу, сшитую из худого материала (который никто не хотел брать в ризнице) и покрытую к тому же множеством заплаток. В этой худой ризе его часто принимали не за троицкого игумена, но за самого последнего монастырского трудника.
В житии Епифания Премудрого приводится презабавная история "О худости порт Сергиевых и некоем поселянине". В основу этой истории агиограф полагает драматическое несовпадение воображаемого образа троицкого игумена с его реальным образом в глазах простых людей.
По Епифанию, в Троицкую обитель приезжает некий поселянин, чтобы увидеть "чудного и славного мужа" Сергия. Монахи приводят поселянина в огород, где троицкий игумен в поте лица работает в своей ветхой и покрытой заплатами одежде. Поселянин не верит монахам... Он думает, что они над ним издеваются и показывают ему "убогого сироту". Напрасно монахи убеждают человека, что это и есть знаменитый троицкий игумен. Поселянин не верит. Даже сам Сергий, окончив работу в огороде, не может разубедить неверующего Фому. Однако пророчески говорит поселянину, что никто из Троицкой обители не утешенным не уходит.
Пророчество исполняется. И мечта поселянина увидеть троицкого игумена сбывается. В тот же день к Преподобному приезжает великий князь Дмитрий Иванович (впоследствии получивший почетный титут "Донской"). Стража освобождает место для беседы великого князя с убогим чернецом в заплатанной одежде. Вот тогда-то поселянин и понимает, что святость не в дорогих одеждах живет, но в сердце человека.
Таким образом, игуменство Преподобного Сергия проходит под знаменем кротости и смирения. Радонежский игумен пасет своих овец не "жезлом железным", но собственным примером. Смиряя только себя...
До сих пор паломники приезжают в Лавру за духовным утешением, зная, что печальными домой не вернутся. Уж такое у Сергия правило - всех утешать... Посему прислушаемся к совету архид. Романа (Тамберга): "Отложив суету, попечения, // Утром тихим, порою осеннею, // Каждый жертву возьмём по усердию, // И пойдем к Преподобному Сергию".
А что думаете об игуменстве Преподобного вы? Должен ли игумен пасти монахов "жезлом железным" или ему лучше быть таким, как Сергий? Оставляйте комментарии, не забывайте про лайки (если статья вам понравилась) и, конечно же, подписывайтесь на канал «Христофор+».
Читайте также другие статьи:
Невидимая брань на Маковецкой горе: как прп. Сергий с бесами воевал
Семейные тайны апостола Петра: как апостол уживался с женой и тещей и были ли у него дети
Семейные секреты апостола Павла: кем были родственники апостола и кто из них помогал ему
Тайна погребения Моисея: почему пророк остался без гробницы и кто завладел его телом