Изабелла д’Эсте из знатной семьи правителей Феррары была выдана замуж за маркиза Мантуи Франческо II Гонзага. В Мантуанском замке Сан-Джорджо по ее приказу был создан кабинет для хранения ее коллекции картин, античных монет и скульптурных медалей. Кабинет назывался «студиоло». Изабелла сумела ненадолго переманить к своему двору Леонардо да Винчи, и он написал ее портрет. Маркиза устраивала при дворе шахматные турниры и была законодательницей моды, а во время отъездов мужа управляла государством.
Екатерина Медичи родилась во Флоренции, но уже в 14 лет навсегда покинула Италию и вышла замуж за будущего короля Франции Генриха II. После его гибели, Францией управляли трое сыновей Екатерины Медичи, за двоих из них правила сама королева. Хотя ее правление пришлось на время религиозных войн, Екатерина Медичи находила время для заботы об искусстве. Она заказывала художнику Франсуа Клуэ портреты королевской семьи, которые стали основой портретного жанра во французской живописи; по ее приказу был построен новый дворец Тюильри напротив Лувра.
КОЛЛЕКЦИЯ Д’ЭСТЕ
Как истинный интеллектуал эпохи Возрождения, Изабеллы д’Эсте была увлечена античной культурой. По просьбе маркизы, придворный скульптор Джан Кристофоро Романо изобразил ее на этой медали на античный манер – в профиль и в окружении ее личного девиза и подписи.
«Парнас» кисти Андреа Мантеньи стал первой картиной, созданной для студиоло Изабеллы д’Эсте. В этой работе заявлены все главные темы кабинета маркизы: победа любви духовной над телесной, прославление искусств и их процветание при мантуанском дворе.
Портрет Изабеллы д’Эсте в тюрбане написан одним из величайших портретистов Возрождения Тицианом Вечеллио в последние годы жизни маркизы. На момент создания портрета ей было около 60 лет, она уже давно отошла от власти в Мантуе и несколько лет прожила в Риме.
КОЛЛЕКЦИЯ МЕДИЧИ
На этом портрете изображен старший сын Екатерины Медичи и Генриха II, который взошел на престол в возрасте 15 лет и правил всего 1 год и 5 месяцев. Франциск носил титул короля Франции и Шотландии, а также претендовал на трон Англии и Ирландии благодаря браку с Марией Стюарт, знаменитой соперницей королевы Елизаветы I.
Этот триптих создан по приказу Екатерины Медичи, чтобы увековечить память о ее погибшем муже короле Франции Генрихе II, поэтому королева изображена на нем в черном траурном платье. Триптих до сих пор находится в том месте, где Екатерина преклоняла перед ним колени, – в молельне замка Блуа.
Изображение праздника в парке Тюильри входит в серию из 8 гобеленов, посвященных торжествам при дворе Екатерины Медичи. В центре гобелена изображена сама заказчица, которую легко узнать по неотъемлемой части ее образа - траурному черному платью.
ХУДОЖНИКИ дЭСТЕ
Андреа Мантенья – придворный художник маркизов Гонзага по их приглашению создавал фрески для их резиденции в Мантуе. Художник создал первую картину для кабинета Изабеллы д’Эсте. Современники ценили его не только как живописца, но и как знатока античности.
Леонардо да Винчи приехал в Мантую в 1499 году и пообещал Изабелле д’Эсте написать ее портрет. До наших дней дошел только подготовительный рисунок, который художник возил с собой всю жизнь. Но поклонники творчества Леонардо не теряют надежду найти заветную картину: последний так называемый «Портреты Изабеллы д’Эсте» был обнаружен в частной коллекции в Швейцарии в 2018 году.
Пьетро Перуджино – создатель живописного стиля Возрождения. Нежность образов Мадонн, застывших в элегантных и выверенных позах на полотнах Рафаэля и Леонардо, яркая светлая живописная палитра были изобретены этим художником, приглашенным ко двору Изабеллы д’Эсте, чтобы пополнить коллекцию картин в ее кабинете.
ХУДОЖНИКИ МЕДИЧИ
Антуан Карон прославился масштабными аллегорическими полотнами в стиле маньеризма, но помимо них он создавал эскизы для королевских гобеленов, работал над оформлением коронаций и свадеб сыновей Екатерины Медичи.
Франсуа Клуэ унаследовал титул придворного королевского художника от своего отца Жана Клуэ. Вместе они написали портреты всех королей и королев Франции XVI века и их придворных, превратив жанр портрета в самостоятельный и привилегированный.
Жак Андруэ Дюсерсо – придворный архитектор Генриха II и Екатерины Медичи, работавший в Лувре и в замках Луары. Помимо собственных построек, он прославился сериями архитектурных гравюр. Благодаря его книге «Прекраснейшие здания Франции» мы знаем, как выглядели французские замки и дворцы XVI века.
Узнайте больше на лекции Елизаветы Титовой 6 октября в 19:00. Занятие пройдет в лекционном зале на ул. Манежная, д. 7 и в ZOOM.