Найти тему
Музеи Московского Кремля

Изабелла д’Эсте и Екатерина Медичи. Искусство эпохи Возрождения в Италии и во Франции

Леонардо да Винчи, Портрет Изабеллы д’Эсте, 1499-1500, Лувр, Париж
Леонардо да Винчи, Портрет Изабеллы д’Эсте, 1499-1500, Лувр, Париж

Изабелла д’Эсте из знатной семьи правителей Феррары была выдана замуж за маркиза Мантуи Франческо II Гонзага. В Мантуанском замке Сан-Джорджо по ее приказу был создан кабинет для хранения ее коллекции картин, античных монет и скульптурных медалей. Кабинет назывался «студиоло». Изабелла сумела ненадолго переманить к своему двору Леонардо да Винчи, и он написал ее портрет. Маркиза устраивала при дворе шахматные турниры и была законодательницей моды, а во время отъездов мужа управляла государством.

Портрет Екатерины Медичи, копия портрета Франсуа Клуэ, Художественный музей Уолтерса, Балтимор
Портрет Екатерины Медичи, копия портрета Франсуа Клуэ, Художественный музей Уолтерса, Балтимор

Екатерина Медичи родилась во Флоренции, но уже в 14 лет навсегда покинула Италию и вышла замуж за будущего короля Франции Генриха II. После его гибели, Францией управляли трое сыновей Екатерины Медичи, за двоих из них правила сама королева. Хотя ее правление пришлось на время религиозных войн, Екатерина Медичи находила время для заботы об искусстве. Она заказывала художнику Франсуа Клуэ портреты королевской семьи, которые стали основой портретного жанра во французской живописи; по ее приказу был построен новый дворец Тюильри напротив Лувра.

КОЛЛЕКЦИЯ Д’ЭСТЕ

Джан Кристофоро Романо, Медаль с портретом Изабеллы д’Эсте, золото, Алмазы эмаль. 1495-98, Музей истории искусств, Вена
Джан Кристофоро Романо, Медаль с портретом Изабеллы д’Эсте, золото, Алмазы эмаль. 1495-98, Музей истории искусств, Вена

Как истинный интеллектуал эпохи Возрождения, Изабеллы д’Эсте была увлечена античной культурой. По просьбе маркизы, придворный скульптор Джан Кристофоро Романо изобразил ее на этой медали на античный манер – в профиль и в окружении ее личного девиза и подписи.

Андреа Мантенья, Парнас, 1496-97, Лувр, Париж
Андреа Мантенья, Парнас, 1496-97, Лувр, Париж

«Парнас» кисти Андреа Мантеньи стал первой картиной, созданной для студиоло Изабеллы д’Эсте. В этой работе заявлены все главные темы кабинета маркизы: победа любви духовной над телесной, прославление искусств и их процветание при мантуанском дворе.

Тициан Вечеллио, Портрет Изабеллы д'Эсте, 1534-36, Музей истории искусств, Вена
Тициан Вечеллио, Портрет Изабеллы д'Эсте, 1534-36, Музей истории искусств, Вена

Портрет Изабеллы д’Эсте в тюрбане написан одним из величайших портретистов Возрождения Тицианом Вечеллио в последние годы жизни маркизы. На момент создания портрета ей было около 60 лет, она уже давно отошла от власти в Мантуе и несколько лет прожила в Риме.

КОЛЛЕКЦИЯ МЕДИЧИ

Франсуа Клуэ, Портрет Франциска II, 1547, Музей Конде, Шантийи
Франсуа Клуэ, Портрет Франциска II, 1547, Музей Конде, Шантийи

На этом портрете изображен старший сын Екатерины Медичи и Генриха II, который взошел на престол в возрасте 15 лет и правил всего 1 год и 5 месяцев. Франциск носил титул короля Франции и Шотландии, а также претендовал на трон Англии и Ирландии благодаря браку с Марией Стюарт, знаменитой соперницей королевы Елизаветы I.

Траурный триптих Екатерины Медичи, II пол. 16 века Лимож, Музей Возрождения, Замок Экуан
Траурный триптих Екатерины Медичи, II пол. 16 века Лимож, Музей Возрождения, Замок Экуан

Этот триптих создан по приказу Екатерины Медичи, чтобы увековечить память о ее погибшем муже короле Франции Генрихе II, поэтому королева изображена на нем в черном траурном платье. Триптих до сих пор находится в том месте, где Екатерина преклоняла перед ним колени, – в молельне замка Блуа.

Празднества при дворе Валуа. Чествование польских посланников, 1576, Галерея Уффици, Флоренция
Празднества при дворе Валуа. Чествование польских посланников, 1576, Галерея Уффици, Флоренция

Изображение праздника в парке Тюильри входит в серию из 8 гобеленов, посвященных торжествам при дворе Екатерины Медичи. В центре гобелена изображена сама заказчица, которую легко узнать по неотъемлемой части ее образа - траурному черному платью.

ХУДОЖНИКИ дЭСТЕ

Андреа Мантенья
Андреа Мантенья

Андреа Мантенья – придворный художник маркизов Гонзага по их приглашению создавал фрески для их резиденции в Мантуе. Художник создал первую картину для кабинета Изабеллы д’Эсте. Современники ценили его не только как живописца, но и как знатока античности.

Леонардо да Винчи, «Туринский автопортрет», после 1512, Королевская библиотека, Турин
Леонардо да Винчи, «Туринский автопортрет», после 1512, Королевская библиотека, Турин

Леонардо да Винчи приехал в Мантую в 1499 году и пообещал Изабелле д’Эсте написать ее портрет. До наших дней дошел только подготовительный рисунок, который художник возил с собой всю жизнь. Но поклонники творчества Леонардо не теряют надежду найти заветную картину: последний так называемый «Портреты Изабеллы д’Эсте» был обнаружен в частной коллекции в Швейцарии в 2018 году.

Пьетро Перуджино, Автопортрет, 1497—1500, Колледжо дель Камбио, Перуджа
Пьетро Перуджино, Автопортрет, 1497—1500, Колледжо дель Камбио, Перуджа

Пьетро Перуджино – создатель живописного стиля Возрождения. Нежность образов Мадонн, застывших в элегантных и выверенных позах на полотнах Рафаэля и Леонардо, яркая светлая живописная палитра были изобретены этим художником, приглашенным ко двору Изабеллы д’Эсте, чтобы пополнить коллекцию картин в ее кабинете.

ХУДОЖНИКИ МЕДИЧИ

Франсуа Кенель, Портрет Антуана Карона, 1592, Национальная библиотека Франции, Париж.
Франсуа Кенель, Портрет Антуана Карона, 1592, Национальная библиотека Франции, Париж.

Антуан Карон прославился масштабными аллегорическими полотнами в стиле маньеризма, но помимо них он создавал эскизы для королевских гобеленов, работал над оформлением коронаций и свадеб сыновей Екатерины Медичи.

Леонар Готье, Портрет Франсуа Клуэ, 1622
Леонар Готье, Портрет Франсуа Клуэ, 1622

Франсуа Клуэ унаследовал титул придворного королевского художника от своего отца Жана Клуэ. Вместе они написали портреты всех королей и королев Франции XVI века и их придворных, превратив жанр портрета в самостоятельный и привилегированный.

-14

Жак Андруэ Дюсерсо – придворный архитектор Генриха II и Екатерины Медичи, работавший в Лувре и в замках Луары. Помимо собственных построек, он прославился сериями архитектурных гравюр. Благодаря его книге «Прекраснейшие здания Франции» мы знаем, как выглядели французские замки и дворцы XVI века.

Узнайте больше на лекции Елизаветы Титовой 6 октября в 19:00. Занятие пройдет в лекционном зале на ул. Манежная, д. 7 и в ZOOM.