Анафора - единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз.
Люблю тебя, Петра творены,
Люблю тебя строгий стройный вид. (А.А. Пушкин)
Эпифора - повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или предложений.
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости… (В.В. Маяковский)
Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность.
Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет. (А.А. Пушкин)
Многосоюзие – намеренный повтор союза, обычно в начале смежных строк.
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.А. Пушкин)
Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастающем или убыванием значимости.
Не жалею, не зову, не плачу. (С.А. Есенин)
Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов.
Прямой порядок слов:
1. Подлежащее + Сказуемое: Берёза распустилась.
2. Согласованное определение + Определяемое слово: Белая берёза.
3. Определяемое слово + Несогласованное определение: Забор из дерева.
Риторический вопрос – это оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчёркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется. Вопрос, не требующий ответа.
О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я (Н.А. Некрасов)
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе (сочетание несочетаемого)
Грустная радость, горький мёд, живой труп.
Плеоназм – употребление слов излишних для выражения мысли с целью усиления выразительности речи
Мы видели их мёртвые трупы.
Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию (торжественную, ироническую и т.д.)
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов. (М.Ю. Лермонтов)
Синтаксический параллелизм – тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста.
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла. (А.А. Блок)
Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.
Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мёртвому – дроги,
Каждому – своё. (М.И. Цветаева)
Парцелляция – деление большой синтаксической конструкции на более маленькие части.
У Анны стряслась беда. Большая. Случилось это давно. Очень давно