Найти в Дзене
Исторические сражения

Важнейшая атака в гражданской войне в США, решившая исход конфликта

Битва при Геттисберге считается самым кровопролитным сражением гражданской войны в Америке. В ходе битвы армия Юга штурмовала позиции Севера, стараясь разгромить противника и продолжить рейд по северным территориям. Если судить по потерям, то вышла примерная ничья. На деле все же получилось, что конфедераты в том сражении проиграли: и непосредственной цели не достигли (противник уцелел, позиций не сдал), и рейд продолжить оказались не в силах – ресурс поиссяк.

Как водится в таких случаях, сражение тщательно разложили на отдельные эпизоды, выявили наиболее неудачный и назначили за него ответственного. Которым оказался генерал Пикетт. Соответственно, эпизод получил имя "атака Пикетта", хотя встречается и термин "обвинение Пикетта". При всей лексической несхожести оба выражения часто используются как синонимы. Прелесть же в том, что атаку спланировал сам командующий – генерал Ли. И провел ее генерал-лейтенант Лонгстрит. По приказу того же Ли. Но виноватым назначили одного Пикетта – ну кого-то же надо было. А он был одним из трех командиров дивизий, проводивших ту атаку.

Битва при Геттисберге, 2 июля 1863. Иллюстратор: Keith Rocco
Битва при Геттисберге, 2 июля 1863. Иллюстратор: Keith Rocco

А дело все происходило примерно следующим образом. На третий день сражения обе армии остались на своих местах. Южане несколько раз проводили атаки, но все они закончились примерно одинаково – ничем. И вот на третий день Ли решил устроить еще один штурм позиций северян. Предполагалось ударить во фланг, но та дивизия, что имелась у конфедератов в нужном месте, оказалась сильно потрепанной и вымотанной. Поэтому решили изменить план атаки на ходу. А заодно и изменить направление главного удара. И бить решили в центре – там имелась дивизия Пикетта. Самая укомплектованная и отдохнувшая на тот момент.

В центре северяне укрепились на двух холмах – Семинарском и Кладбищенском (уж такие милые названия они имели). И логичным было бы организовать наступление на Кладбищенский холм – он и стоял напротив позиций дивизии Пикетта, и атаковать его было можно одновременно с трех сторон. Но Ли долго осматривал окрестности через подзорную трубу и сделал вывод, что атаковать следует довольно ровный участок между этими двумя холмами. Он посчитал, что равнинный характер местности и атаке не помешает, и не даст укрепиться обороняющимся. А если те выдвинут для противодействия пушки, на такой гладкой позиции они окажутся слишком уж уязвимыми для артиллерии южан.

Лонгстрит и Ли, 3 июля 1863. Иллюстратор: Mort Künstler
Лонгстрит и Ли, 3 июля 1863. Иллюстратор: Mort Künstler

Дивизию Пикетта решили подкрепить еще двумя. Правда, не такими комплектными. Но расположение частей было выгодно для штурма Кладбищенского холма. А вот для заново утвержденной цели не очень – теперь получалось, что при атаке дивизии Пикетта придется смещаться в сторону. А одной из вспомогательных – догонять атакующие части. Дополнительно Ли велел поддержать пехоту кавалерией– этим полагалось пройти по флангу.

Атаку предваряла массированная артиллерийская подготовка. Предполагалось, что пушки перекопают позиции пехоты северян – их первая линия стояла за невысокой каменной стеной. За которой местность немного повышалась. А еще Ли планировал, что пушки южан из-за численного превосходства (примерно 170 против 119) легко подавят артиллерию северян, как только та примется отвечать. Но, как водится, все пошло не так.

Союзники в битве при Геттисберге. Иллюстратор: Randy Steele
Союзники в битве при Геттисберге. Иллюстратор: Randy Steele

Артиллерией Союза командовал Генри Хант, который прекрасно знал свое дело. И он отдал приказ отвечать на стрельбу южан с задержкой минут в двадцать – чтобы сбить противника с толку, скрыть до поры позиции батарей, сэкономить боеприпасы для решительной минуты и не дать возможность подавить пушки до начала пехотной атаки. Причем после открытия огня расчетам предписывалось сосредоточиться на пехоте. И только потом переносить огонь на вражескую артиллерию. Словом, выходило не совсем по уставу. Настолько, что некоторые офицеры Севера (самый известный из них Хэнкок), проинспектировав свои части во время артиллерийской подготовки конфедератов, пошли наводить порядок среди пушкарей, требуя, чтобы те отвечали немедленно. И часть орудий все же огонь открыла. Но большинство пушек остались в резерве. Аккурат до начала пехотной атаки. И тут надо отдать должное офицерам Ханта – он их в свое время обучал лично. Они всячески затягивали открытие огня, хотя формально должны были подчиниться. Просто артиллеристы лучше пехотных командиров понимали, что все теперь зависит от них – они на идеальной позиции, на господствующих высотах, имеется резерв, есть в запасе приличное количество зарядов, они могут организовать перекрестный огонь по противнику, который пусть и массированно (до 15 тысяч человек), но очень неспешно (пехота же) прет на них по открытой местности.

Южане, как уже упоминалось, наступали по открытой местности. И топать им было достаточно далеко. Северяне сидели за невысокой каменной стеной, неплохо укрывавшей от ружейного огня. Вдобавок, их вторая линия стояла с превышением. И могла палить по наступающим порядкам через голову товарищей. Про артиллерию уже говорили. Так что марш по этому полю южанам вышел жарким. Жарким и кровавым – когда они сократили расстояние до позиций северян вдвое, фронт их атаки тоже сократился вдвое – приходилось смыкать редеющие ряды.

Генерал Льюис Армистед ведет солдат в бой. Он погибнет в ходе этой атаки. Иллюстратор: Don Troiani
Генерал Льюис Армистед ведет солдат в бой. Он погибнет в ходе этой атаки. Иллюстратор: Don Troiani

На одном участке южане подошли к той самой каменной стене метров на пятнадцать. На другом – примерно на сорок. Это оказались лучшие достижения. Но все, кто их исполнил, по итогу оказались в плену. Остальные не стали искушать судьбу и отступили. Точнее все, кто уцелел. Раздосадованный неудачей, генерал Ли приказал Пикетту повторить атаку позиций северян. На что тот ответил, что не может выполнить приказ и повторить маневр – у него уже нет дивизии. Потери конфедератов были огромные. Офицерский состав пострадал пропорционально.

Примечательно, что после той атаки Ли всю ответственность за неудачу взял на себя. А солдаты Юга не утратили веры в своего командира. Участники вспоминали, что в армии говорили, что поражение это временное. И что под командованием Старика (так звали за глаза Ли) они скоро дойдут до Вашингтона. На дворе стоял 1863 год. И за все последующее время, что продлилась война, Конфедерация до столицы так и не добралась.

Сейчас на месте битвы расположен большой мемориал. И современные американцы одинаково чтут обе стороны. Они понимают, что в гражданской войне нет проигравших и победителей. Есть только пострадавшие. Нельзя видеть мир полярным. В нем слишком много полутонов.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала