Одним из ярких проектов в нашей истории была автоматизированная система оперативно-диспетчерского управления (АСОДУ) горнотранспортным комплексом (ГТК). Между собой разработчики её называли «асадуга», но было и официальное название «Иртыш». Этим горнотранспортным комплексом был угольный разрез «Восточный» в г. Экибастуз и всё, что было на его территории и имело к нему отношение. Не карьер, как обычно такой объект представляется в понимании обывателя, а именно разрез, так как он по размерам был соизмерим с несколькими десятками карьеров. Работавшие на разрезе даже обижались, если ты называл их место работы карьером, хотя сами иногда называли его ямой. В те времена он уже был в длину более 3 километров, в ширину 2 километра, а глубина составляла чуть меньше 200 метров. Сейчас, думаю, он еще увеличился по всем трем осям.
Уголь здесь добывают открытым способом, но он сверху прикрыт огромной толщей породы, которую предварительно необходимо разрыть, вывезти в специальные места на окраине разреза и свалить там в отвалы. Иными словами, уголь нужно вскрыть, поэтому породу называют «вскрышей». В результате на разрезе есть два основных участка «Вскрыша» и «Добыча» (с ударением на первом слоге в каждом слове). Нам предстоит автоматизировать все участки, но начинаем со «вскрыши», конкретно с самосвалов, здесь их пока было немного, зато они огромные, каждый с двухэтажный особняк.
Рядом с «Восточным», через перешеек шириной с автомобильную дорогу, находится разрез «Богатырь», который в свое время попадал в книгу рекордов Гиннеса по ряду параметров. Он древнее «Восточного» лет на 30 и, следовательно, больше. На «Богатыре» уже прошло внедрение одной из систем навигации транспорта, после чего многие водители самосвалов уволились и перебрались на «Восточный». Никому не хочется, чтобы каждый его шаг контролировался, даже если это не связано с хищениями, просто неприятно, что все знают, где ты в данный момент и чем занят. В итоге слово «GPS» стало ругательством, а тут мы со своим «ГЛОНАССом». Причем, определение местоположения горной техники – это важная, но совсем не основная функция нашей системы, однако стало понятно, что именно здесь будут серьезные проблемы. И долго их ждать не пришлось.
Установили оборудование на несколько самосвалов Коматсу и счастливые поехали домой. Удаленно видим весь разрез и ползающие по «вскрыше» самосвалы, всё наглядно и даже очень фантастично. Готовим отчеты, компонуем мультики из реальных фрагментов работы разреза для отчетности. Потом замечаем, что количество активных самосвалов в системе уменьшается. Очередная командировка показала, что часть оборудования, установленного на самосвалах, не работает. У кого-то сломана антенна и по словам водителей: «Это во время загрузки камешком поломало». В это можно поверить, так как камешки там размером с большой внедорожник.
У других экран не работает в салоне самосвала, со слов водителей: «Растрясло во время движения и крепежный кронштейн развалился». Еще у кого-то: «Все сгорело, потому что случайно оказался перебит кабель питания во время ТО». Пересматриваем свои решения, дорабатываем крепеж экранов, переустанавливаем антенны, перекладываем кабельное хозяйство. Довольные полученным опытом, распространяем его на новые самосвалы, уезжаем домой, продолжаем наслаждаться мультиком ползающих самосвалов по разрезу.
Только перешли к вопросу подготовки оборудования для остальной горной техники, как опять количество активных самосвалов катастрофически стало уменьшаться. Очередная командировка, контроль на месте, всё те же проблемы, но уже с более изощренными историями водителей о том, как всё случилось. Идём в народ, ближе знакомимся с водителями и их нуждами, выясняется что GPS (в нашем случае ГЛОНАСС) не позволяет поспать водителям, так как руководителю всё видно, кто чем занят и где находится в единицу времени, кто едет и куда, а кто стоит и почему именно там за углом стоит уже два часа. Помимо нештатного сна, конечно же, у водителей были и другие нужды, которые не должны были попадаться на глаза руководству. Мы оказываемся меж двух огней: установку оборудования нужно ускорять и распространять на другие участки разреза, а тут вандализм неуловимый в полном объеме. Административные меры помогали слабо и запускались они очень медленно, а оборудование выходило из строя быстро и уверенно. Информация о том, что нужно сделать, чтобы тебя не контролировали, также быстро распространялась по разрезу и пропадать из мультяшной картины стали не только самосвалы, но и экскаваторы, электровозы и другая горная техника. Нужен компромисс, так как пока объект не сдан в эксплуатацию в полном объеме, чиним поломанное за свой счет!
Начинаем опять с самосвалов, считая их самыми продвинутыми в части историй «случайных» поломок. У каждого самосвала на борту есть множество штатного вспомогательного оборудования и аксессуаров. Очень приметный и полезный аксессуар нам помог - это обычное металлическое ведро. Аксессуар нужен, чтобы «сливать конденсат». Ну ок, проводим инструктаж с водителями самосвалов, рассказываем, что есть главное в нашей системе, и как временно выйти из под контроля, не причиняя ущерб оборудованию. Всё очень просто, нужно на часок другой надеть на навигационную антенну металлическое ведро, которое будет выполнять роль экрана. Поспал или сделал какие-то свои дела, снял ведро и ты опять в системе, отсутствовал всего ничего и опять в строю.
Аксессуар сработал, поломки прекратились, горная техника уверенно ползает в мультике по разрезу, редко пропадая с экрана, что может восприниматься, как штатная ситуация, например, во время ТО или других технических нужд. Кстати сказать, этот ценный аксессуар появился на борту другой техники, где ранее его не было. Обычное ведро оказалось очень ценным анти-вандальным инструментом, да простят меня за это руководители Заказчика.
#байки #экибастуз #восточный #нцпр #flexlab #иртыш