Найти в Дзене

Душа изгнанника: Сергей Рахманинов и скорбь…

Когда-то очень давно… нет, не так. Просто чуть более века назад случилась революция 1917 года. Она повлекла за собой сначала множество надежд, затем множество разочарований [прим.: мнение автора не исключает множества иных точек зрения], а далее — через множество смертей — в буквально «вынужденное изгнание» крайне образованной интеллигенции бывшей Российской Империи. В период Гражданской войны через территорию так называемого Юга России, принадлежащего долгое время белогвардейцам во главе с бароном Петром Николаевичем Врангелем, бывшие имперские элиты бежали в западные страны, спасаясь от политики Военного коммунизма. Лучшие умы Империи (художники, поэты, композиторы, учёные, и др.), боясь расправы, были вынуждены покинуть свои дома и пытаться строить свою жизнь заново — во Франции, США и других странах. Сергей Васильевич Рахманинов не был исключением. Правда, уехал он чуть-чуть иначе — через Финляндию в Швецию, а далее — в Данию. Но сути это не меняет — он покинул Родину. А для любого

Когда-то очень давно… нет, не так. Просто чуть более века назад случилась революция 1917 года. Она повлекла за собой сначала множество надежд, затем множество разочарований [прим.: мнение автора не исключает множества иных точек зрения], а далее — через множество смертей — в буквально «вынужденное изгнание» крайне образованной интеллигенции бывшей Российской Империи. В период Гражданской войны через территорию так называемого Юга России, принадлежащего долгое время белогвардейцам во главе с бароном Петром Николаевичем Врангелем, бывшие имперские элиты бежали в западные страны, спасаясь от политики Военного коммунизма. Лучшие умы Империи (художники, поэты, композиторы, учёные, и др.), боясь расправы, были вынуждены покинуть свои дома и пытаться строить свою жизнь заново — во Франции, США и других странах.

Сергей Васильевич Рахманинов не был исключением. Правда, уехал он чуть-чуть иначе — через Финляндию в Швецию, а далее — в Данию. Но сути это не меняет — он покинул Родину. А для любого Художника (в самом широком и полном смысле этого слова) это буквально крах всея души. Творческий кризис случился в то время у очень многих — он-то и затронул Рахманинова.

Что это значило и как это проявлялось?

До 1917 года Сергей Васильевич написал 39 опусов сочинений (последний — его великолепные этюды-картины, написанные в период 1916-17 гг.) — и это без учета произведений без опусов и черновиков! Затем у него случился перерыв в 10 лет — до 1926 года. И на свет появился опус 40 — Концерт для фортепиано №4 в первой редакции. И до конца жизни (до 1943 года) он смог написать еще 5 сочинений:

  1. Ор. 41 — 3 русских песни для оркестра и хора (1926 г.)
  2. Ор. 42 — Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931 г.)
  3. Ор. 43 — Рапсодия на тему Паганини для фортепиано и оркестра (1934 г.)
  4. Ор. 44 — Симфония №3 (1936 г.)
  5. Ор. 45 — Симфонические танцы для оркестра (1940 г.)

Обратить внимание хочу на временные интервалы между каждым произведением — несколько лет. Да, композиторы могут сейчас возразить, сказав, что это всё — огромные «полотна», которые создавались вручную. Без сомнения, это так. Однако если интересно, загляните на хронологию опусов до революции. Что получается: Рахманинов изучать композицию начал в 1889 году (16 лет). В период с 1889 по 1917 гг. (за 28 лет) он написал 39 опусов, что в среднем чисто по опусам он писал ~3 опуса за два года.

А что такое опус? Например, озвучу первые 2,5 года его творчества: ор. 1 — Концерт №1 для фортепиано с оркестром (огромное полотно, где выписывалась партитура, отдельно партия фортепиано, отдельно все партии инструменталистов оркестра), ор. 2 — две пьесы для виолончели, ор. 3 — 5 пьес-фантазий для фортепиано. Интенсивность работы как композитора сильно снизилась.

Зато Рахманинов объездил весь мир как пианист-исполнитель со своими ранними сочинениями и композициями других авторов. Да, несомненно, исполнитель — это тоже в какой-то степени автор, ибо он вкладывает много своего в чужой руки сочинение. Но композитор вкладывает всего себя. И творца в себе Рахманинов потерял именно из-за того, что много выступал, много работал, но после этого уже никогда не мог вернуться и отдохнуть Дома, на Родине — в столь им любимой России….

-2