Найти в Дзене
Шепот Клио

Прояснена связь между войной и погодой

Климатические неприятности, помимо неурожая и голода, которые в таких ситуациях естественны, повышают вероятность нападения соседей, пытающихся отобрать то немногое, что есть у атакуемой стороны. К таким выводам пришли историки Таксенг Чжан из Южной Кореи и Раджив Сефи из США.

Ранняя история Кореи примечательна тем, что источников информации о ней очень немного. Фактически, это всего две хроники — Самгук Саги (История трех царств, XII век) и Самгук Юса (Хроники трех царств, XIII век). Их авторы, писавшие по приказам тогдашних корейских монархов, опирались на предыдущие источники. В случае Самгук Саги таковых было 69 корейских и 123 китайских, но от них остались только названия, да и то не всегда. Можно допускать, что содержание хроник было отредактировано в духе пожеланий заказчика.

Историки считают более авторитетным источником Самгук Саги, составитель которой Ким Бусик вроде бы считал правильным отбирать правдоподобные сведения и не включать в свою книгу («книга» - условное название, там 50 толстых томов) откровенные сказки. Поскольку о начале корейской истории кроме сказок ничего не сохранилось, результат его стараний подчас выглядит занятно. Вот так, например, появился на свет легендарный основатель вполне реального царства Силла по фамилии Пак:

Однажды старейшина деревни Кохо [по имени]Собольгон, глядя на склон горы Янсан, на середину бора, что возле Начжона, увидел лошадь, которая стояла на коленях и рыдала. Тотчас же он направился туда, чтобы разглядеть ее, но лошадь внезапно исчезла, и осталось только большое яйцо, разбив которое, он обнаружил маленького ребенка. Он взял с собой ребенка и вырастил его. Когда минуло ему десять лет, он очень рано созрел в мудрости, поэтому люди шести общин, почитавшие его из-за удивительного происхождения, с этого времени сделали его князем. Чинханцы тыкву называли «пак», а так как большое яйцо, которое было вначале, напоминало тыкву, то и дали ему фамилию Пак.

В истории Кореи был довольно длительный период, называемый периодом трех царств: Силла, Когурё и Пэкче. Строго говоря, в начальной части этого периода царств было существенно больше, но, в ходе естественного отбора, победили сильнейшие или удачливейшие. Пока это не произошло, хроника пестрит упоминаниями их неудачливых конкурентов. Например:

Пришли войска людей Наннана, чтобы напасть [на Силла], но, увидев, что люди [этого] края не закрывают по ночам дверей, а хлеба их остаются прямо на полях, сказали себе: «Народ этих мест не занимается воровством, и страну можно считать имеющей нравственные понятия. И если мы нападем на нее, тайно введя войска, то это не будет отличаться от разбоя, и разве не будет стыдно [совершить это]?» — и затем повернули назад.

Тем не менее, Самгук Саги считается лучшим из дошедших до нас источников. Других все равно нет. Хроника состоит из трех частей, каждая из которых посвящена истории одного царства из трех победивших. Потом царство Силла окончательно победит всех, в связи с чем его история подробнее, да и написана она силланским историком по приказу силланского вана.

Самгук Саги
Самгук Саги

Одной из характерных особенностей хроники является то, что в ней описание военно-политических событий очень часто дается вместе с данными о погоде и урожае. Например:

Во втором году [правления вана Сочжи](480 г.). Весной, во втором месяце, [ван] совершил жертвоприношения на алтаре Основателя. Летом, в пятом месяце, в столице стояла засуха. Зимой, в десятом месяце, народ голодал, поэтому для помощи ему было выдано зерно из казенных складов. В одиннадцатом месяце [войска]Мальгаль напали на северную границу.

В этом случае мы видим коварных захватчиков из страны Мальгаль, напавших в момент, когда в Силла мирные жители голодали, страна была, вероятно, ослаблена и ее было проще ограбить.

Анализ всех 50-ти томов хроники, от 18 года до н.э. до 660 года н.э., позволяет выявить множество случаев, когда конфликты с соседями происходили в годы всяких неурядиц, наподобие засух или нашествий саранчи. Подчас дело доходило до того, что крестьяне ели древесную кору, а то и собственных детей.

Как выяснили исследователи, сведя такие упоминания в очень большую таблицу, погодные пертурбации и вызванный ими неурожай повышают вероятность подвергнуться нападению соседей с 7-8% до примерно 23%. Вероятность самим атаковать соседей при неурожае снижается примерно вдвое.

-3

Ознакомиться с подробностями можно в статье, опубликованной в PNAS.

Сергей Сысоев

Помочь мне и моему каналу можно переведя любую удобную вам сумму на карточку 5536 9138 2477 9298. Ваше пожертвование даст мне возможность чаще читать, больше думать и писать неглупые материалы. Спасибо!