Сомнения в существовании коронавируса на фоне неблагополучной эпидемиологической обстановки усиливаются. К такому выводу аналитики ФОМа пришли в ходе опроса, результаты которого показали, что доля ковид-диссидентов (тех, кто отрицает реальность коронавируса) по сравнению с началом года выросла с 6 до 10%, а доля тех, кто называет его настоящей болезнью, снизилась с 89 до 82%. Помимо увеличения непосредственно доли ковид-диссидентов, о популяризации подобных взглядов свидетельствует и нарастающее присутствие сторонников этой точки зрения в окружении опрошенных людей. По мнению почти половины респондентов (48%), многие считают коронавирус выдумкой. В начале года таких ответов было на 5 п. п. меньше. Больше трети участников опроса (39%) отметили, что ковид-диссиденты есть в их окружении, – это на 9 п. п. больше, чем в январе.
Как отмечают эксперты, среди тех, кто отрицает коронавирус, доля непривитых очень велика: 83% против 52% по выборке в среднем. Большинство из них (68%) и не собираются делать прививку (по выборке в целом – 32%).
Малый бизнес дал оценку помощи государства
ФОМ выяснил, насколько эффективной считают государственную поддержку малого бизнеса предприниматели. Вообще, до пандемии коронавируса 89% предпринимателей в сфере малого бизнеса не пользовались мерами государственной поддержки, отчасти из-за стремления сохранить независимость. С наступлением глобального кризиса предприниматели стали чаще прибегать к помощи государства. Среди опрошенных 13% предпринимателей обратились за ней один раз, 11% – два-три раза и 4% – более трех раз; однако 72% так и не стали взаимодействовать с государством в этом вопросе. То есть в совокупности доля представителей малого бизнеса, обратившихся за государственной помощью, за время пандемии увеличилась с 11 до 28%. Среди них 10% оказались удовлетворены оказанной помощью, 1% – в чем-то удовлетворен, в чем-то – нет, 17% остались недовольными.
Важно искать решения и вести финансовый учет
Трансформации, произошедшие с компаниями в пандемию, наложили отпечаток на психологическое состояние их руководителей, а также на подход к распределению денежных ресурсов. По словам владельца компании Active, директора Школы мышления и проектирования «ПОИСК», члена бизнес-клуба «РОСТ» Дениса Мизунского, умение справляться с негативными эмоциями и находить новые пути развития бизнеса во многом зависит от жизненной позиции человека.
«Человек может считать, что все плохо и ему должны помогать, а может пытаться что-то делать, тестировать разные гипотезы, двигаться дальше. В пандемию нужно самому себе задавать вопросы: что происходит, почему, как я к этому отношусь? Важно найти решение для аналогичных проблем, которые могут возникнуть в будущем», – рассуждает предприниматель. Денис Мизунский также говорит, что к началу кризиса некоторые его клиенты не имели финансовых ресурсов, что во многом отразилось на положении дел в бизнесе и на скорости его восстановления. «С началом пандемии стало понятно, что многие предприниматели не создавали подушку безопасности. В период самоизоляции у них не было ни клиентов, ни выручки – зарплату платить было нечем. Таких историй много. Представители малого бизнеса очень часто не ведут ни учет, ни подсчет – управление компанией происходит на интуитивном уровне. Но я считаю, что очень важно управлять бизнесом именно через показатели», – отмечает владелец компании Active.
Понравился обзор? Ставьте лайк, делитесь с друзьями и подписывайтесь на канал.
Читайте также:
ФОМ выяснил, как россияне реагируют на мотивирование и принуждение к прививке со стороны государства
#антипрививочники #вакцинация #экономика #малыйбизнес