В отечественном кино создано множество образов учителей. Разных: участливых и равнодушных, излишне мягких и излишне строгих, опытных и начинающих, увлечённых своим делом и попавших в профессию случайно. Советское кино часто упрекали за приукрашивание действительности: на экране показывали школы, о каких в реальности мы не могли даже мечтать – светлые, просторные, оснащённые новейшим по тем временам оборудованием. Слегка лакированными выглядели в фильмах и педагоги. Но, тем не менее, экранные образы представляли модель, на которую в той или иной степени ориентировались и реальные учителя.
Здравствуйте!
Я довольно часто рассказываю, как пересматриваю старые фильмы. С позиций сегодняшнего дня знакомые кадры наполняются новым смыслом. Но ещё интереснее мне услышать мнение человека, для которого эта реальность вовсе не знакома – моей семнадцатилетней дочери.
Удивительно, что фильмы, которые совсем недавно смотрелись как актуальные, теперь отошли в фонд кинематографа. Они стали старыми, потому что на плёнке зафиксирована ушедшая реальность.
Фильм «Розыгрыш» 1976 года в своё время стал событием. Я, конечно, яркости первых впечатлений вспомнить не могу в силу возраста, но факты говорят сами за себя: первая самостоятельная режиссёрская работа Владимира Меньшова, будущего оскароносца, лидер проката 1977 года, фильм-лауреат Государственной премии РСФСР и приза ЦК ВЛКСМ.
Лента, которая надолго сделала юного Дмитрия Харатьяна героем девичьих грёз и подарила всем будущим выпускникам трогательные строки Алексея Дидурова:
Когда уйдём со школьного двора
Под звуки нестареющего вальса,
Учитель нас проводит до угла,
И вновь — назад, и вновь ему с утра —
Встречай, учи и снова расставайся,
Когда уйдем со школьного двора...
Мне всегда казалось, что самое важное в этом фильме – точно схваченный камерой момент взросления подростков, становления личности, что проглядывает в угловатых самонадеянных пареньках и расцветающих девочках. Это вообще огромное достижение советского кино: умение подметить уникальность каждого этапа взросления, сложности каждого года юного возраста. Ведь каждый год – это целый мир. Всё есть в этом фильме: и дружба навек, разрушающаяся из-за пустяковой ссоры, и стены, которыми вырастающие дети огораживают свой мир от взрослых.
И предчувствие любви.
Сейчас в кинематографе принято наделять подростков взрослыми чувствами. Если любовь – то, как говорится, со всеми вытекающими. А на самом деле наши школьные переживания чаще всего именно такие – когда ничего фактически не происходит, но в душе вспыхивают яркие чувства, что останутся навсегда.
Просто сел с тобой случайно я,
Просто ты чуть-чуть печальная,
Просто я совсем нечаянно
Заглянул в глаза твои…
Всегда мне казалось главным именно это. То, что происходит со старшеклассниками. Это важно, это ценно. И Владимир Меньшов показал всё бережно и деликатно, тонко и точно подметив детали.
Но мою дочь поразило совсем другое. Образ, который и является центральным в фильме. Классная руководительница 9 «Б» Марья Васильевна Девятова. Мне-то она не казалась необычной. Учительница и учительница. Иногда назойливая, иногда авторитарная. Профессиональная, требовательная, но учителя такими и должны быть. А в целом – нормальная тётка, с поправкой на возраст.
А дочь удивилась: почему учительница пришла домой к мальчикам, почему хочет послушать музыку, которую они играют? Почему зовёт Игоря к себе, чтобы оценить степень его таланта? Зачем лезет в дела учеников и нарушает их личное пространство?
А потому что ей не всё равно.
Я ещё помню то время, когда учителя должны были посещать учеников, чтобы оценить условия для занятий. Приходила классная руководительница, заглядывала в комнату, смотрела, где стоит письменный стол, шкаф с учебниками. И это было в порядке вещей. Сейчас нельзя такого представить.
И сейчас есть учителя, которые пытаются не только преподавать школьные науки, но и воспитывать. Есть учителя – я их знаю – которым не всё равно. Но сейчас у них принципиально иные методы воздействия. Существенно ограниченные правами и обязанностями.
Но когда они снова расстаются с учениками, у них так же щемит сердце.
А вы как думаете: учителя сейчас другие или просто времена не те?
Желаю вам побольше счастливых встреч и хороших учителей!
Поделиться своим мнением или - если захотите - воспоминаниями можно в комментариях под этой статьёй или другими материалами канала ЯМадама. Подписывайтесь - будем держаться вместе!
Другие статьи о нашем кино:
"О бедном гусаре замолвите слово": с вниманием и пониманием
Владимир Меньшов. Будем помнить Вас, Мастер!
#киноклуб ямадама