Найти в Дзене
Александр Горбачев

Экспедиция Весково и дно океана: куда завели желания техасского инвестора и за что ему пришлось заплатить

Техасский мужчина Виктор Весково в детстве мечтал быть космонавтом, потом отучился в Стэнфорде и MIT, а потом совмещал работу в морской разведке с бизнесом — и в итоге заработал достаточно денег, чтобы в какой-то момент начать их тратить на жизнь по максимуму. В представлении Весково это означает попытку испытать самые экстремальные вещи, возможные на планете Земля. Поэтому он начал путешествовать к Северному и Южному полюсу, лазать на самые высокие и труднодоступные горы мира — а когда ему исполнилось 50, сформулировал свою новую цель: погрузиться на самую глубокую точку каждого из мировых океанов. Этого никто еще в мире на тот момент не делал; собственно, в некоторых из этих точек вообще никто не бывал. Во-первых, дно мирового океана плохо картографировано — это сложная работа. Во-вторых, там, в общем-то, особенно ничего и нет. Полная тьма и редкая, но удивительная жизнь под адским давлением. Поэтому на дно Марианской впадины к 2019 году спустились три человека — два смельчака-пер
Виктор Весково
Виктор Весково

Техасский мужчина Виктор Весково в детстве мечтал быть космонавтом, потом отучился в Стэнфорде и MIT, а потом совмещал работу в морской разведке с бизнесом — и в итоге заработал достаточно денег, чтобы в какой-то момент начать их тратить на жизнь по максимуму.

В представлении Весково это означает попытку испытать самые экстремальные вещи, возможные на планете Земля. Поэтому он начал путешествовать к Северному и Южному полюсу, лазать на самые высокие и труднодоступные горы мира — а когда ему исполнилось 50, сформулировал свою новую цель: погрузиться на самую глубокую точку каждого из мировых океанов.

Этого никто еще в мире на тот момент не делал; собственно, в некоторых из этих точек вообще никто не бывал. Во-первых, дно мирового океана плохо картографировано — это сложная работа. Во-вторых, там, в общем-то, особенно ничего и нет. Полная тьма и редкая, но удивительная жизнь под адским давлением.

Поэтому на дно Марианской впадины к 2019 году спустились три человека — два смельчака-первопроходца в 1960-х и режиссер Джеймс Кэмерон.

Экспедиция Весково
Экспедиция Весково

Команда у Весково подобралась на славу. Глава компании Triton, которая строит для богачей субмарины на заказ; ее главный дизайнер, который не читал ни одной книги о дизайне подлодок и строит каждое судно с нуля; ее сотрудники — бывший кокаиновый дилер, электрик, который учился своему ремеслу на ворованных автомагнитолах, ну и так далее.

«Лидер экспедиции» — не знаю, есть ли такая профессия официально по-русски — человек, который побывал в Антарктиде 128 раз и работа которого была в том, чтобы найти корабль, составить маршрут, учитывая необходимые погодные условия, и вообще все организовать эргономично. Капитан — шотландец с большим опытом, который был сильно недоволен тем, как его новая команда относилась к правилам безопасности. Главный ученый, который потратил жизнь на то, чтобы находить новых удивительных существ, живущих в темных глубинах. Картограф, которая защитила магистерскую диссертацию, уже будучи на судне.

Будучи инвестбанкиром, Весково заработал много денег, но не очень много — для такой экспедиции нужны были миллионы долларов, и в итоге все приходилось делать дешево и сердито. Triton построил уникальную субмарину, способную погружаться на 8-11 километров, но испытать ее успели всего-то пару раз, а потом у аппарата отвалилась механическая рука, которая нужна была, чтобы собирать образцы грунта со дна.

экспедиция Весково
экспедиция Весково

В общем, много раз казалось, что все идет не так, и ничего не получится. Но в декабре 2019 года корабль с субмариной и командой на борту отправились в путь. Одним из счастливчиков, попавших на борт, оказался сотрудник Triton с годичным стажем работы — его наняли по фейсбуку, на уроки дайвинга он зарабатывал, выращивая марихуану, и это был первый выход в море в его жизни.

Кажется, что все это — только пролог к невероятному приключению. И в каком-то смысле так и есть: дальше в своем большом тексте про эксперимент Весково в The New Yorker журналист Бен Тауб более-менее подробно рассказывает про каждую из точек, которую пытался покорить инвестбанкир. Есть там истории и про суровые шторма в Тихом океане, и про то, как команда корабля обманула правительство Индонезии, которое тормозило с документами на погружение, и про то, как главный ученый и сам в какой-то момент влез в субмарину и немедленно обнаружил полдюжины новых видов морских жителей.

Плюс на последнем этапе путешествия — в Арктике — на корабле с Весково и всей командой путешествовал и сам Тауб: видел, как тупики охотятся за рыбой в Северном Ледовитом океане, перешучивался с мужиками про норвежскую лакрицу в рубке, наблюдал, как корабль сделал крюк, чтобы подплыть к месту крушения «Титаника».

Ждете «но» — вот оно: при всем богатстве фактуры это не гениальный материал. То есть поначалу кажется, что сейчас будет история уровня действительно великого текста Дэвида Грэнна про человека, который пытался в одиночку пересечь Антарктику. Который вот именно что про человека, остающегося наедине с природой, которая гораздо больше него. Однако Бен Тауб — не Дэвид Грэнн; и кажется, это ровно тот случай, когда можно заметить разницу в писательских уровнях авторов.

Как видно из вышесказанного, экспедиция Весково — это почти что фильм «Мстители»; удивительная команда из очень ярких людей. Тауб нам их представляет — но не остается с ними; то есть характеры особенно не раскрываются. Вместо этого очень длинно и подробно объясняется технология того, как делается эта субмарина, как вообще происходит погружение, каков протокол на случай чрезвычайной ситуации и все такое прочее. Конечно, это тоже все немаловажно — но кажется, что если бы этот текст был больше про людей и меньше про технологии, он был бы куда круче. И это еще не говоря про некоторые проблемы со структурой — начинается все с очень интригующей экспозиции, в которой кажется, что Весково вот-вот кирдык, но в дальнейшем тексте этот момент толком не отработан; финал, по-моему, тоже не очень удачный — замысел соединить величие происходящее с повседневной сценкой толком не срабатывает.

Но прочитать все равно стоит — хотя бы для того, чтобы узнать, куда заводит людей поиск «настоящих» приключений в наш век, когда все мелодии спеты, стихи все написаны.

Меня зовут Александр Горбачев, я журналист, редактор и сценарист (раньше — «Афиша» и «Медуза», теперь — Lorem Ipsum, «Холод», ИМИ и другое). Здесь я рассказываю удивительные реальные истории, которые где-то прочитал, посмотрел или услышал, — и пытаюсь понять, что они могут значить. А еще делюсь историями, которые делаю сам. Подписывайтесь, если интересно.