Журнал Морского Волка.
В отличии от берегового сооружения, покоящегося на твёрдой и неподвижной опоре, судно находится постоянно в жидкой среде, являющейся для него опорой. Эта среда даёт возможность судну, вообще говоря, принимать различные положения, в том числе такие (например, на большой волне), которые затрудняют нормальную эксплуатацию и даже могут стать опасными для его существования.
Чтобы судно не погибло в море, оно должно обладать хорошими мореходными качествами. Изучение мореходных качеств является основной задачей теории корабля. Кроме того, теория корабля изучает общие условия равновесия и движения плавающих тел, а также геометрию формы корпуса судна. Давайте рассмотрим, важнейшие качества судна как плавающего сооружения – мореходные качества (это наименование не вполне строгое, так как относится не только к морским, но и к речным судам.
К мореходным качествам относятся плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, поворотливость, устойчивость на курсе, плавность качки. Кроме того, к ним следует отнести также незаливаемость (способность судна не принимать на палубу значительное количество воды при качке) и восхожесть на волну (способность судна всплывать на волне при килевой качке, не зарываясь носом).
Плавучесть – основное мореходное качество судна. Плавучестью называется способность судна плавать с определённым количеством груза на воде в состоянии равновесия между силами веса и давления воды на корпус судна.
Остойчивостью судна называется его способность плавать в прямом положении и, если оно будет выведено из этого положения под влиянием внешних усилий, снова возвращаться в первоначальное положение после прекращения действий этих усилий.
Непотопляемостью называется способность судна держаться на воде в том случае, когда одно или несколько его отделений будут затоплены. Затопление отделений судна может произойти от пробоины, полученной им от столкновения с другим судном, от посадки на камни или на мель, от ударов о лёд и прочее.
Непотопляемость судна обеспечивается запасом плавучести (зависящим от высоты надводного борта) и рядом конструктивных мероприятий, а именно: водонепроницаемостью наружной обшивки, устройством двойного дна и корпуса, установкой водонепроницаемых переборок, которые должны выдержать напор воды в случае затопления отсека при аварии, устройством водонепроницаемых дверей, люков, горловин и прочего.
Ходкостью называется способность судна перемещаться по воде в любом направлении со скоростью, заранее заданной. Последнее обстоятельство особенно важно потому, что действительно ходким может быть названо только то судно, которое способно развивать заданную скорость хода при минимальной мощности машин.
Это возможно в том случае, если размеры судна и их соотношения, а также форма обводов подводной части выбраны так, что им соответствует наименьшее сопротивление воды движению судна.
Поворотливостью называется способность судна легко и быстро изменять направление своего движения при отклонении руля от среднего положения.
Устойчивостью на курсе называется способность судна идти по прямому курсу без отклонений, если перо руля расположено в диаметральной плоскости. Судно, не обладающее устойчивостью на курсе, требует постоянной перекладки руля для приведения на курс. Такое судно называется рыскливым, и им трудно управлять.
Плавностью качки называется свойство судна медленно и плавно переходить из одного крайнего положения в другое при наклонениях относительно продольной или поперечной оси, вызываемых качкой.
Свойство, противоположное плавности качки, называется стремительностью качки. У судна, не обладающего достаточной плавностью качки, при качке возникают большие силы, действующие на его корпус, ухудшается ходкость при плохой погоде и затрудняется работа команды судна.
Рассмотренные выше мореходные качества судна обеспечивают безопасность плавания в разнообразных, подчас весьма суровых условиях его повседневной службы. Необходимо отметить ещё одно качество, не являющееся, в сущности говоря, мореходным, а именно – крепость судна.
Под крепостью понимают способность судна противостоять всем внешним силам, которые стремятся разрушить или деформировать его.
Значение мореходных качеств в эксплуатации судна исключительно велико!
Правила технической эксплуатации судов морского флота запрещают выпускать в плавание суда при недостаточной остойчивости для предстоящего рейса или при наличии крена более 8 градусов. Нельзя выпускать судно в рейс, если гидрометеорологические условия более тяжелы, чем это допустимо по разряду и конструкции судна. В этом отношении особенно важная роль отводится надзору за безопасностью плавания морских судов.
Тест: Теория и устройство корабля.
Статья и фото: “Журнал Морского Волка”
Читайте также:
Моторист или матрос? Механик или штурман? Как правильно выбрать морскую профессию.
Деньги или Романтика? Сколько можно заработать за один контракт, начинающему моряку или опытному морскому волку?
Мы в ответе за тех, кого научили. Юный моряк-это будущий Морской Волк.
Индия – страна контрастов. Мой опыт работы в Индийской судоходной компании.
Кораблекрушения, почему их стало так много на флоте?
Как уйти в первый рейс и вернуться живым и здоровым, без долгов и с деньгами?
Если понравилась статья, не забудьте поставить оценку, подписывайтесь на канал, пишите комментарии.