Найти в Дзене
С книгой в обнимку

Книги, которые хочется перечитывать

Есть книги, после прочтения которых вскоре не вспомнишь, о чем читал. Есть хорошие книги, оставляющие сильное впечатление, но перечитывать их нет потребности. А есть книги, которые сколько не читай, никогда не насытишься. У меня таких целый список. Поделюсь некоторыми. Владимир Набоков "Защита Лужина" К Набокову у меня особое отношение - я могу его читать, как слушают музыку. Никто же не слушает оперу ради сюжета, да? Первична сама музыка! Но в этом романе сложилось всё - и набоковское слово, и сюжет, и идея. По-моему, это самый бесспорный Набоков. Неприкаянный маленький Лужин, никому не понятный, ненужный, товарищам по школе даже не запомнившийся. Как хочется защитить его, ну хотя бы от ветра! Через дверное стекло, между чугунных лучей звездообразной решетки, он увидел, как отец вдруг снял перчатку, быстро попрощался с воспитателем и исчез под воротами. Только тогда он выполз опять и, осторожно обходя игравших, пробрался налево, под арку, где были сложены дрова. Там, подняв воро
Оглавление

Есть книги, после прочтения которых вскоре не вспомнишь, о чем читал. Есть хорошие книги, оставляющие сильное впечатление, но перечитывать их нет потребности.

А есть книги, которые сколько не читай, никогда не насытишься. У меня таких целый список. Поделюсь некоторыми.

Владимир Набоков "Защита Лужина"

-2

К Набокову у меня особое отношение - я могу его читать, как слушают музыку. Никто же не слушает оперу ради сюжета, да? Первична сама музыка!

Но в этом романе сложилось всё - и набоковское слово, и сюжет, и идея. По-моему, это самый бесспорный Набоков.

Неприкаянный маленький Лужин, никому не понятный, ненужный, товарищам по школе даже не запомнившийся. Как хочется защитить его, ну хотя бы от ветра!

Через дверное стекло, между чугунных лучей звездообразной решетки, он увидел, как отец вдруг снял перчатку, быстро попрощался с воспитателем и исчез под воротами. Только тогда он выполз опять и, осторожно обходя игравших, пробрался налево, под арку, где были сложены дрова. Там, подняв воротник, он сел на поленья.
Так он просидел около двухсот пятидесяти больших перемен, до того года, когда он был увезен за границу.

Выросший Лужин - шахматный гений. Вся его жизнь - шахматная партия, ею он живет, ею защищается от чуждого ему мира, от самой жизни.

"Потом она спросила, сознавая глупость вопроса, но не в силах остановиться, — давно ли он играет в шахматы. Он ничего не ответил, отвернулся, и она так смутилась, что стала быстро перечислять все метеорологические приметы вчерашнего, сегодняшнего, завтрашнего дня. Он продолжал молчать, и она замолчала тоже, и стала рыться в сумке, мучительно ища в ней тему для разговора и находя только сломанный гребешок. Он вдруг повернул к ней лицо и сказал: «Восемнадцать лет, три месяца и четыре дня».

Но по силам ли Лужину выстроить надежную защиту и не выйти из игры?

Стефан Цвейг "Нетерпение сердца"

-3

В молодого бедного офицера Антона Гофмиллера влюбляется дочь богатого помещика. Любовь безответна, но Гофмиллер не может так легко её отвергнуть, им движет сострадание - девушка больна...

У автора попроще из таких вводных вышла бы жалостливая книжка и только, но Цвейг написал настоящий психологический роман. Меня каждый раз завораживает, как постепенно и неотвратимо главный герой запутывается в своем сострадании, как мечется, поддается влиянию других персонажей, идет на сделки со своей совестью, как в нем борется чувство вины и желание сбросить с себя ненужную ношу...

Заодно задумываешься и об ответственности за чувства другого человека, и о том, всякое ли сострадание - благо.

"Но никакая вина не может быть предана забвению, пока о ней помнит совесть".

Сомерсет Моэм "Театр"

-4

Джулия Ламберт - актриса, и вся её жизнь - подтверждение известной цитаты из Шекспира.

- Если бы ты только знал, как я страдала, когда ты болел. Не представляю, что бы со мной было, если бы ты умер.
- Ты продемонстрировала бы великолепное исполнение роли осиротевшей матери у гроба своего единственного сына.
- Ну, для великолепного исполнения мне нужно хоть несколько репетиций, - отпарировала она.

Я не знаю как мог мужчина написать ТАКУЮ книгу о женщине. Откуда он знал, как страшно стареть, уступать дорогу молодым в любви и на сцене? Как смог написать так, будто он сам - Джулия?

Именно из-за этого перевоплощения из всех книг Моэма больше всего я люблю этот роман.

Экранизация с Вией Артмане в роли Джулии Ламберт очень хороша и довольно близка к первоисточнику. Но всё же с книгой ничто не сравнится.

Татьяна Толстая "Ночь"

-5

Татьяна Толстая - одна из авторов, про которых можно сказать: мастер рассказа.

Этот сборник я могу читать в любое время с любого рассказа, да просто с любой страницы, на которой он случайно раскроется.

"Давным-давно, по ту сторону снов, на земле стояло детство, ветры молчали, спали за далекими синими лесами, была живая Женечка..."

(Т. Толстая, из рассказа "Самая любимая")

О чем эти рассказы? О любви и нелюбви. О детстве. О людях с их большими и малыми страстями. О нас.

"Кто же был так жесток, что вложил в меня любовь и ненависть, страх и тоску, жалось и стыд - а слов не дал: украл речь, запечатал рот, наложил железные засовы, выбросил ключи"

(Т. Толстая, из рассказа "Любишь - не любишь")

Людмила Улицкая "Сквозная линия"

-6

Ещё одна мастерица малой прозы.

В этой книге рассказы связаны воедино. Это 5 женских историй и все их героини - от девочки-подростка до почтенной пожилой профессорши - врут. Их вранье бесцельно и бескорыстно - это вранье из любви к искусству, от желания не приукрасить даже - а добавить ярких красок в свою жизнь, пусть даже среди них будет и черная.

"Самое же в этой книге забавное, что эта книга о лжи - самая правдивая из всех написанных мною книг"
(Людмила Улицкая, из предисловия к книге)

Честно признаюсь, я и сама могу соврать просто так - ради краткости и стройности рассказа.

Полистала в поисках цитат - и хочется снова перечитать! А в сутках всего 24 часа...

Ваши 👍 и комментарии важны!

Все книжные подборки здесь:

Тематические подборки | С книгой в обнимку | Дзен

Поделитесь в комментариях, какие книги готовы перечитывать Вы?