Все знают Аскольдову могилу в Киеве, но кем был он сам? Был ли у него брат? И кто такой Дир?
Из «Повести временных лет» мы знаем, что Аскольд и Дир бояре Рюрика ушедшие в Царьград и ставшие правителями полян.
Еще мы знаем о их походе на Византию в 860 году, но правда сами византийцы пишут об одном предводителе русов.
200 русских кораблей вышли к Константинополю. Момент был выбран максимально удачный. Император Михаил III ушел воевать с арабами, взяв с собой даже часть гарнизона. Обороной руководил патриарх Фотий. Не сумев преодолеть городские стены руссы, ограбив окрестности, удалились также внезапно, как и появились. Церковная традиция связывает их уход с заступничеством Девы Марии.
Самое интересное то, что вскоре после похода в Царьград прибыло русское посольство. Помимо вероятных торговых соглашений Фотий пишет о желании русов креститься. По русской церковной традиции Аскольд и Дир с некоторыми боярами приняли крещение от присланного патриархом епископа. Но сам патриарх пишет о крещении князя русов (одного) и его бояр.
И никто не называет имена предводителей похода! С Аскольдом и Диром их сопоставляют по более поздней Повести временных лет, написанной через 300 лет после описанных событий!
Еще любопытным фактом может считаться версия о том, что Дир это всего лишь титул правителя. Такие имена-титулы использовались многими славянскими народами, например, польский Крак, чешский Крок или Карл-Король, Царь-Цезарь. И тогда становится понятным упоминание Фотием всего лишь одного предводителя руссов. «личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц» писал академик Рыбаков. Татищев отмечал что: «Оскольд и Дир хотя два человека, однако ж Иоаким (летописец) одного именовал, и по всем обстоятельствам видно, что один был». Советский и украинский историк Брайчевский считал, что Аскольд был преемником своего брата Дира на древнерусском престоле.
Хотя скорее логично предположить, что если Дир это титул, то Дир-Аскольд стал приемником Дира-Неизвестного. И весьма вероятно, с учетом лествинничного наследования, что Аскольд наследовал старшему брату. Тогда версия с боярами Рюрика становится несостоятельной. Все действия - поход на Царьград, договора с Византией говорят о том, что в Киеве на тот момент существовала мощная сила или точнее племенное, раннефеодальное государство, которое расширяло сферу своих экономических и культурных интересов.
Но как тогда могло случится что тех, кто сотрясал Царьград так легко сокрушил и подчинил Олег Вещий? И тут напрашивается аналогия с Хазарским каганатом, где принявшие иудейство каганы и ближайшая знать стали чужими для большинства языческих подданных. Не на те же ли грабли наступил Аскольд с принятием христианства? Вещий Олег как защитник язычества мог легко одолеть, лишенного поддержки подданных-язычников, христианина Аскольда. И тогда получается, что язычество объединило и сцементировало великое государство Древнюю Русь!? Новгород с Киевом! А Дир-Аскольд с его христианством поторопился и только через сто с лишним лет князь Владимир цементировал уже состоявшееся сильнейшее государство Европы Русь с помощью христианской религии. Кстати делал он это крестившись сам и крестив (добровольно-принудительно) всех своих подданных, а не только избранных!
Подведём итог: весьма вероятно, что в первой половине девятого века существовало раннефеодальное племенное государство полян с центром в Киеве. Оно стремительно расширялось и набирало мощь, дерзая отстаивать свои интересы перед мощнейшим государством тех времён Византией. Правил там в районе 860 года правитель или дир Аскольд. Принятие христианства избранной верхушкой стало причиной отчуждение полян от своего князя. Хотя недавно он мог поднять в дальний поход 200 кораблей (приблизительно от 6000 воинов)! Весьма вероятно, что кто-то из полянской верхушки, не принявшие христианство, нашли прибежище на севере у Вещего Олега – князя язычника. Пользуясь их связями и поддержкой своих сторонников язычников последний легко захватил власть в Киеве, основав великое Древнерусское государство.
О том, что первое или древнее присоединение будущей Украины к будущей России было желанным для народа говорит то, что нигде и никем не упоминается хоть какое-то сопротивление князю Олегу со стороны полян! (Всё заканчивается смертью Аскольда и вероятно ближайшего его окружения. Тогда как чуть раньше приход Рюрика к словенам вызвал восстание Вадима Храброго - и мы об этом знаем! ). Именно отсутствие сопротивления вероятно заставило более поздних христианских летописцев придумать байку о Аскольде и Дире как о мятежных боярах Рюрика и о подчинении края законному наследнику Игорю. Ну не могли же монахи писать о том, что язычество было объединяющим началом!
А дир Аскольд остался в памяти как правитель, сначала достигший вершин могущества (поход и договор с Византией) и уже следующим шагом (избранное принятие христианства только элитой) лишившийся власти над подданными и лишенный жизни.