Найти тему
Седой ворон

Аскольд и Дир. Скандинавы, русские или первые украинцы?

Все знают Аскольдову могилу в Киеве, но кем был он сам? Был ли у него брат? И кто такой Дир?

Из «Повести временных лет» мы знаем, что Аскольд и Дир бояре Рюрика ушедшие в Царьград и ставшие правителями полян.

Еще мы знаем о их походе на Византию в 860 году, но правда сами византийцы пишут об одном предводителе русов.

200 русских кораблей вышли к Константинополю. Момент был выбран максимально удачный. Император Михаил III ушел воевать с арабами, взяв с собой даже часть гарнизона. Обороной руководил патриарх Фотий. Не сумев преодолеть городские стены руссы, ограбив окрестности, удалились также внезапно, как и появились. Церковная традиция связывает их уход с заступничеством Девы Марии.

Строй древнерусских воинов. Фото из открытых источников.
Строй древнерусских воинов. Фото из открытых источников.

Самое интересное то, что вскоре после похода в Царьград прибыло русское посольство. Помимо вероятных торговых соглашений Фотий пишет о желании русов креститься. По русской церковной традиции Аскольд и Дир с некоторыми боярами приняли крещение от присланного патриархом епископа. Но сам патриарх пишет о крещении князя русов (одного) и его бояр.

И никто не называет имена предводителей похода! С Аскольдом и Диром их сопоставляют по более поздней Повести временных лет, написанной через 300 лет после описанных событий!

Еще любопытным фактом может считаться версия о том, что Дир это всего лишь титул правителя. Такие имена-титулы использовались многими славянскими народами, например, польский Крак, чешский Крок или Карл-Король, Царь-Цезарь. И тогда становится понятным упоминание Фотием всего лишь одного предводителя руссов. «личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц» писал академик Рыбаков. Татищев отмечал что: «Оскольд и Дир хотя два человека, однако ж Иоаким (летописец) одного именовал, и по всем обстоятельствам видно, что один был». Советский и украинский историк Брайчевский считал, что Аскольд был преемником своего брата Дира на древнерусском престоле.

Хотя скорее логично предположить, что если Дир это титул, то Дир-Аскольд стал приемником Дира-Неизвестного. И весьма вероятно, с учетом лествинничного наследования, что Аскольд наследовал старшему брату. Тогда версия с боярами Рюрика становится несостоятельной. Все действия - поход на Царьград, договора с Византией говорят о том, что в Киеве на тот момент существовала мощная сила или точнее племенное, раннефеодальное государство, которое расширяло сферу своих экономических и культурных интересов.

Аскольд, Дир или Вещий Олег? Фото из открытых источников.
Аскольд, Дир или Вещий Олег? Фото из открытых источников.

Но как тогда могло случится что тех, кто сотрясал Царьград так легко сокрушил и подчинил Олег Вещий? И тут напрашивается аналогия с Хазарским каганатом, где принявшие иудейство каганы и ближайшая знать стали чужими для большинства языческих подданных. Не на те же ли грабли наступил Аскольд с принятием христианства? Вещий Олег как защитник язычества мог легко одолеть, лишенного поддержки подданных-язычников, христианина Аскольда. И тогда получается, что язычество объединило и сцементировало великое государство Древнюю Русь!? Новгород с Киевом! А Дир-Аскольд с его христианством поторопился и только через сто с лишним лет князь Владимир цементировал уже состоявшееся сильнейшее государство Европы Русь с помощью христианской религии. Кстати делал он это крестившись сам и крестив (добровольно-принудительно) всех своих подданных, а не только избранных!

Подведём итог: весьма вероятно, что в первой половине девятого века существовало раннефеодальное племенное государство полян с центром в Киеве. Оно стремительно расширялось и набирало мощь, дерзая отстаивать свои интересы перед мощнейшим государством тех времён Византией. Правил там в районе 860 года правитель или дир Аскольд. Принятие христианства избранной верхушкой стало причиной отчуждение полян от своего князя. Хотя недавно он мог поднять в дальний поход 200 кораблей (приблизительно от 6000 воинов)! Весьма вероятно, что кто-то из полянской верхушки, не принявшие христианство, нашли прибежище на севере у Вещего Олега – князя язычника. Пользуясь их связями и поддержкой своих сторонников язычников последний легко захватил власть в Киеве, основав великое Древнерусское государство.

О том, что первое или древнее присоединение будущей Украины к будущей России было желанным для народа говорит то, что нигде и никем не упоминается хоть какое-то сопротивление князю Олегу со стороны полян! (Всё заканчивается смертью Аскольда и вероятно ближайшего его окружения. Тогда как чуть раньше приход Рюрика к словенам вызвал восстание Вадима Храброго - и мы об этом знаем! ). Именно отсутствие сопротивления вероятно заставило более поздних христианских летописцев придумать байку о Аскольде и Дире как о мятежных боярах Рюрика и о подчинении края законному наследнику Игорю. Ну не могли же монахи писать о том, что язычество было объединяющим началом!

А дир Аскольд остался в памяти как правитель, сначала достигший вершин могущества (поход и договор с Византией) и уже следующим шагом (избранное принятие христианства только элитой) лишившийся власти над подданными и лишенный жизни.