Многие купцы и герцоги мечтали породниться с великим Рафаэлем — он был богат, снискал славу еще при своей жизни и к 30 годам был невероятно популярен как великий художник римских пап и кардиналов.
Но никакая из девушек не привлекла его внимание.
Только могущественный кардинал Биббиена смог добиться помолвки Рафаэля со своей племянницей. Маэстро не хотел отказывать влиятельному кардиналу, но потом отказался от помолвки.
По одной из версий, Рафаэль встретил любовь своей жизни на берегу Тибра.
Девушка беззаботно резвилась, а художник смотрел на нее, как завороженный.
По другой версии — Маргарита Лути гуляла в саду Киджи, где Рафаэль работал на вилле казначея римского папы.
Ее детская непосредственность и яркая, нежная красота захватывали дух — Маргарите едва исполнилось 17. Дочь простого булочника не мечтала о счастье, она уже была счастлива.
А Рафаэль был покорен. Сначала он предложил девушке быть его моделью для одной из работ, а потом и вовсе выкупил ее у отца за огромные деньги, ведь Маргарита уже была помолвлена…
Художник называл ее «моя Форнарина» — «булочка, пышка».
Шесть лет она была музой великого Рафаэля. Он построил ей виллу, осыпал драгоценностями.
Маргарита была его главной моделью для Мадонн, граций и нимф. Например, она позировала для написания Сикстинской Мадонны и Мадонны делла Седиа.
Сплетники не преминули придумать легенду о распутной, изменяющей любовнице — мол, Маргарита-Форнарина была неверна художнику.
Она развлекалась даже с его учениками! А бедного Рафаэля свела в могилу своим распутством.
Есть версия, что Рафаэль умер либо во время секса, либо от ненасытных сексуальных утех.
Но нужно понимать, что католические нравы тех времен многие болезни и смерти приписывали сексу. И вообще считалось, что секс вреден для здоровья, что, конечно же, не так.
Говорят, папа римский, пришедший к умирающему Рафаэлю, отказался напутствовать маэстро в присутствии этой женщины.
Ведь они даже не были женаты!
Но это не так, и есть доказательства.
Сохранилось два портрета, на которых Маргарита представлена в двух ипостасях: как благородная и целомудренная женщина — «Дама с покрывалом», и как предмет страсти — «Форнарина».
Ученый Маурицио Бернарделли Куруз объяснил значение символов в этих двух портретах. На прическах Маргариты изображена жемчужина — такие назывались «маргаритами» или «ромашками». Их носили замужние женщины.
А еще на обоих портретах реставраторы обнаружили тщательно закрашенное обручальное кольцо на пальце девушки.
Согласно легенде, Рафаэль с Форнариной тайно венчались.
Но на памятной доске рядом с захоронением Рафаэля упоминается имя Марии, той самой племянницы кардинала, которую отверг маэстро. Возможно, зависть не давала покоя этим почтенным людям и даже после смерти они продолжали портить светлую память художника.
Есть версия, что кольцо закрасил ближайший ученик Рафаэля чтобы сохранить тайну друга о браке.
После смерти мужа Маргарита не смогла найти в себе силы остаться в пышущем радостью мире и удалилась в монастырь.
В конце XIX века историк Антонио Валери находит в списке монахинь одного монастыря имя Маргариты Лутти, записанное как вдова Рафаэля.
История Рафаэля и Форнарины обросла легендами и вдохновила многих художников и поэтов на творчество. Например, знаменитая «Большая одалиска» Жана Энгра была написана под впечатлением от этой истории.
Подпишитесь на мой канал вас ждут горячие новости из мира искусств и красоты, много интересных историй о жизни, любви, страсти, драме и счастье.