Найти тему
Adept. Образование

Главные образовательные тренды в 2021-2022

Оглавление

Как высокие технологии изменяют облик современного образования, диктуя новые требования к учащимся и преподавателям?

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Единственное, что в жизни постоянно, — это изменения. Издревле многие мудрецы повторяли эту прописную истину, и кажется, что с каждым годом она становится только актуальнее и злободневнее. В том числе это касается и образования, которое стало ключевой ареной грядущих метаморфоз. Глобальная пандемия и последовавший за ней всеобщий экономический спад, стремительный рост технологий и бушующая четвёртая промышленная революция, возрастающая популярность дистанционного обучения и усовершенствование педагогических методик. Всё это способствует прогрессу педагогических методик и самого образовательного процесса по сравнению с прошлыми десятилетиями.

Быть в курсе последних тенденций в мире образования очень важно для любого, ведь каждый в той или иной степени сталкивается с этой сферой общественной жизни. Будь то родители нынешних школьников, студенты разнообразных университетов, пользователи различных электронных образовательных платформ или повышающие квалификацию специалисты. Чтобы эффективно получать новые знания и осваивать полезные навыки необходимо шагать в ногу со временем и использовать для самосовершенствования самые современные инструменты. Итак, какие же наиболее важные образовательные тренды характерны для 2021 года и, очевидно, для будущих годов?

Использование высоких технологий

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Взрывной технологический прогресс последних десятилетий не оставил позади и сектор образования. Компьютеры и Интернет изменили способ доступа не только к информации, но и к самим занятиям. К 2021 году несколько десятков миллионов студентов обучались на дистанционных курсах высших учебных заведений, после завершения которых предоставляются полноценные дипломы.

У этой тенденции множество преимуществ, но при этом и ряд недостатков, особенно в глазах преподавателей и вузов, которые хотят давать своим ученикам фундаментальное образование, а не просто навыки и компетенции.

Технологии не поощряют студентов к овладению межличностными навыками и социализации. Они предлагают меньше возможностей для плодотворного общения с сокурсниками, как это характерно для традиционных классов. Например, с развитием электронного образования заметно упала доля групповых исследовательских проектов в образовательных системах.

Онлайн-платформы также заставляют преподавателей изменять педагогические методики и даже стиль изложения материала. Приходится переделывать планы уроков, чтобы гарантировать, что учащиеся будут продолжать заниматься, даже без непосредственных личных встреч с учителем и постоянного контроля с его стороны.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

К счастью, электронное образование также открыло множество возможностей для преподавателей и учебных учреждений. Многим учителям нравится большая гибкость учебного расписания. Образовательные платформы предоставляют студентам возможность просматривать лекции, как в прямом эфире, так и офлайн, что очень удобно.

Электронный характер образования повышает способность преподавателей использовать различные стили обучения. Успешные студенты часто получают от учителей дополнительные учебные ресурсы и задания, чтобы углубиться в материал, не прерывая при этом учебный процесс остальной части группы. В традиционной аудитории подобное было бы весьма затруднительно.

Системы управления обучением облегчают преподавателям контроль овладения учениками определённого курса. Благодаря эффективной системе отслеживания они могут видеть, какие студенты участвовали в трансляциях, а какие смотрели записанные лекции, внося своевременные коррективы в процесс обучения, по мере необходимости.

Обучение межличностным навыкам как самая популярная тенденция в современном образовании

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Согласно целому ряду статистических исследований, в 2021 году наиболее важными навыками на рабочем месте являются критическое мышление, умение решать проблемы, управленческие качества и креативность. Работодатели хотят видеть новых профессионалов, которые понимают, как принимать трудные решения, и демонстрируют свои лидерские способности.

Стремясь подготовить учеников к будущей карьере, учебные заведения всё чаще сосредотачиваются не только на предоставлении знаний по соответствующим дисциплинам, но и проводят курсы для овладения межличностными навыками, чтобы помочь студентам получить компетенции, необходимые для будущей карьеры.

Однако, как упоминалось выше, одновременная тенденция к электронному образованию, делает это проблемой для многих учителей. Преподавателям приходится искать способы сбалансировать время, затрачиваемое на занятия онлайн, с поощрением студентов к совместной работе лицом к лицу для развития межличностных навыков. Именно ученики, подготовленные по подобным смешанным методикам, чаще всего получают выгодные предложения по трудоустройству.

Борьба с уменьшением концентрации внимания учащихся

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

По мере того, как распространяются высокие технологии, изменяется и продолжительность концентрации внимания студентов. Исследователи утверждают, что с 2000 года максимальная концентрация внимания уменьшилась на невероятные 4 секунды, с 12 до 8, фактически на треть. Это падение обусловлено особенностями современных электронных устройств, которые предлагают пользователям постоянную стимуляцию.

Изменения в способности концентрировать внимание можно использовать как отличный способ различать разные поколения. Например, так называемые миллениалы, родившиеся в промежутке между второй половиной 1980-х и 2000-ми годами, которые выросли, используя эти технологии, существенно отличаются от старших поколений. В частности, когда информация очень интересна, миллениалы сохраняют внимание в течение более длительного периода времени, чем предыдущие поколения. Однако, когда она не привлекает их, они становятся одними из первых, кто отключает говорящего.

Чтобы удерживать внимание миллениалов, предоставляемые знания должны иметь красочные визуальные эффекты и диалоги, а также интересную сюжетную линию, которая способна привлечь их внимание. Это различие в концентрации внимания можно наблюдать в поведении миллениалов по сравнению с другими возрастными группами. Среди молодых людей 77% утверждают, что потянутся за телефоном, когда им больше нечем будет занимать внимание. Однако среди лиц старше 65 лет только 10% сделают то же.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Это изменение в тенденциях концентрации внимания оказывает огромное влияние на то, как преподаватели корректируют свои курсы и удерживают учащихся в процессе изучения материала. Учителя пытаются найти способы спроектировать занятия, способные привлечь внимание учеников и адаптировать методы и темп проведения курса. При разработке занятий учителю необходимо помнить о важности увлекательного повествования и красочных визуальных элементов.

Состязание «содействия обучению» и «преподавания»

По мере развития технологий изменилось и отношение преподавателей к ученикам и классам. Обладая огромным объёмом информации, студенты сегодня располагают инструментами, необходимыми для самостоятельного освоения значительного количества фактов и знаний. В связи с этим, многие ученики всё меньше ценят передачу знаний «сверху вниз». Вместо этого во многих учебных заведениях учителя теперь в большей степени выполняют вспомогательную роль. Их работа постепенно превратилась в роль, приняв которую, они помогают студентам понять, как учиться, как не терять энтузиазм и как работать с информацией, которую они находят.

Это создаёт определённые проблемы для учителей, которые должны работать над своими собственными межличностными навыками лидерства и решения проблем. Им приходится учиться организовывать общение между студентами и создавать среду, в которой ценится командная работа. Парадоксально, но лучшими преподавателями постепенно становятся те, кто может помочь учащимся самим взять на себя ответственность за своё обучение.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

По мере того, как учителя становятся всё более вовлечёнными в процесс обучения учеников, они также обнаруживают, что в состоянии получать немедленную обратную связь об эффективности своего преподавания и корректировать методики под конкретные группы.

Тенденция к непрерывному обучению на протяжении всей жизни

Каждая из промышленных революций поразительным образом меняла характер рынка труда. Текущая 4-я промышленная революция, как прогнозируют, повлияет на невероятные 50% рабочих мест, поскольку технический прогресс приводит к изменениям способов выполнения людьми их работы. Профессионалы, которые хотят оставаться конкурентоспособными в своей среде, должны постоянно повышать квалификацию. Они не могут рассчитывать на то, что образование, полученное в первой половине карьеры, будет всем, что им понадобится для остальной части трудовой жизни.

В современных реалиях получение диплома является только предтечей последующего непрерывного обучения. Это требует от учебных заведений формирования у студентов, преподавателей и сотрудников установки на саморазвитие. Курсы должны предоставлять возможность для освоения навыков самообучения, чтобы учащиеся могли и далее продолжать осваивать новые знания в выбранных областях.

Учебные заведения, которые помогают овладеть этими навыками, имеют возможность оставаться на связи со своими выпускниками на протяжении всей их карьеры. Они предлагают курсы непрерывного обучения, которые позволяют бывшим ученикам участвовать в новых разработках в своих профессиональных областях и гарантируют, что студенты продолжат возвращаться за поддержкой и дополнительными навыками.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Самим учебным заведениям это даёт возможности роста, поскольку они создают новые программы и курсы обучения взрослых, чтобы помочь выпускникам преуспеть в меняющемся профессиональном пространстве.

Какие же выводы следуют из вышеописанного? Мир меняется, и мы меняемся вместе с ним. Технологии трансформируют общество и оказывают поразительное влияние на то, как люди обучаются и готовятся к профессиональной карьере. Те, кто желает добиться успеха в карьере и жизни, должны идти в ногу с этими изменениями. Кроме овладения необходимыми знаниями, специалисты нуждаются в освоении межличностных навыков, способности к самосовершенствованию и готовности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.

Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!