Детские обиды влияют на нас всю жизнь, хотим мы этого или нет. Мы можем этого не осознавать, можем перестать думать об этом, но подсознательно все отношения в нашей взрослой жизни будут строиться исходя из этих обид.
Детские переживания играют особую роль в эмоциональном развитии человека. То, какие у человека были отношения с людьми в детстве, определяет его восприятие мира во взрослой жизни.
И тут возникают главные вопросы: какие отношения были у вас с родителями в детстве? Какая атмосфера была внутри семьи –добрая, успокаивающая или напротив- злая, агрессивная? Какие отношения были между вами и вашими братьями-сестрами, бабушками-дедушками? Какие у вас были отношения со сверстниками, одноклассниками и друзьями?
В зависимости от эмоционального фона, восприятие мира у людей тоже не одинаково. Для одного мир – это яркое, веселое, безопасное место, где каждый день открывается что- то новое, неизведанное. Где царит счастье и спокойствие, и люди любят друг- друга, в том числе и тебя.
Для другого мир – это опасное и неприятное место, где несчастья поджидают на каждом шагу, и негде от них спрятаться, укрыться.
Если в детстве человек переживал травмы и обиды, он испытывает сложности в отношениях с другими людьми. Под детскими травмами подразумевается длительная подверженность стрессовым ситуациям, таким как физическое, сексуальное или психологическое насилие, а также невыполнение родительских обязательств. Невыполнение родителями обещаний, пренебрежение, невнимание, несправедливое отношение.
Детские обиды влияют, прежде всего, на характер привязанности к близким людям. Подверженные детским травмам, люди не могут формировать здоровые привязанности в отношениях с другими людьми.
Пример из жизни:
Есть у меня знакомая. Назовем ее Ольга. Ольга выросла в семье , где отец пил, а мама была крайне равнодушной, жесткой, если не сказать жестокой, женщиной.
Первое, что всплывает в памяти Ольги — детский сад-тюрьма. Состояние, которое она испытывала постоянно, можно назвать одним словом – ужас. Ужас перед воспитателями, которые имели над ней полную власть, ужас перед ребятами, которые задирали и дразнили ее. И постоянная, глухая тоска по маме, которую она каждый день ждала, сидя в прихожей у двери.
Занятая мама отдала дочь на пятидневку, и пытка ожиданием была бесконечной. Отец же редко бывал трезвым, хотя по- своему ее и любил. Но предпочитал любить со стороны, не вмешиваясь. Ну а мама, в силу своего характера, особой любви к дочери не испытывала.
Возможно, именно тогда у Ольги родилась мысль «Мама меня здесь оставила, потому что я ей не нужна». Эта обида на мать сформировала в последующем ее взгляд на мир – теперь и в отношении всех других людей она убеждена, что ее не за что любить, и ее обязательно бросят. Наверно поэтому ее первый брак развалился. Она подсознательно ждала этого и не предприняла ни одной попытки, что б его сохранить.
А затем в ее жизни пошла череда мужчин. В каждом из них женщина пыталась найти отголоски, недополученной в детстве, любви. Она меняла раз за разом мужчин, пытаясь дополучить ту порцию любви, что не получила в детстве.
Такой ребенок, как Ольга, вырастает с подсознательным чувством никчемности и ненужности и имеет трудности с эмоциональностью. Также у такого человека может быть повышенный риск развития депрессии или тревожности. Он всегда настороже и всегда ждет беды.
Поэтому очень важно обращать внимание на чувства своего ребенка, сочувствовать его детским переживаниям, почаще с ним разговаривать, давая возможность выговориться.
Станьте другом своему ребенку. Так вы поможете ему пережить болезненное, но такое необходимое, взросление. И тогда у вашего ребенка не будет в душе обид, а будет любовь к вам и благодарность за счастливое, безмятежное детство.