После начала показа турецкого сериала «Великолепный век» гаремные интриги шестнадцатого века замелькали на экранах телевизоров в каждом доме — оказалось, что в Османской империи того времени была женщина, которая оставила заметный след в истории.
Что касается достоверности исторических событий, показанных в телесериале, то она является весьма размытой из-за недостаточного количества фактов о жизни людей того времени.
Костюмы, украшения, элементы быта, убранство помещений, характерные фразы — всё это во многом является плодом фантазии сценаристов и оформителей.
О личной жизни правителя великой империи можно узнать только из писем султана Сулеймана и его ненаглядной Хюррем, вся нежность отношений которых довольно удачно показана в сериале.
Письменные воспоминания иноземных послов о событиях в гареме султанского дворца Топкапы, практически полностью основанные на слухах и сплетнях, а также приправленные собственными домыслами и страхами, рисовали образ Хюррем как коварной и злой ведьмы, одурманившей разум султана и проложившей себе дорогу к трону по тpyпам своих врагов и ненавистников.
Посол Священной Римской империи в Стамбуле в своих мемуарах «Турецкие записки» называл прекрасную жену хана Сулеймана именем Роксолана. Однако так турки называли всех рабынь-славянок, которые попадали из Восточной Европы. Но на самом деле султаншу после принятия ею исламской веры стали называть Хюррем, что означало «смех и радость приносящая». Существует версия, что султан удостоил свою новую наложницу огромной чести, самостоятельно выбрав ей это имя, что и показано в телесериале.
Настоящее имя султанши, данное ей родителями, до сих пор неизвестно. По разным версиям её могли звать Александра или Анастасия.
Отчество и фамилия Гавриловна Лисовская, скорее всего, являются выдумкой писателей девятнадцатого столетия.
Достоверно известен только тот факт, что будущую Хюррем похитили из родного края кpымcкиe татары, продававшие османским купцам рабов на невольничьем рынке в месте, которое располагалось на территории нынешнего города Феодосия.
Впоследствии девушка оказалась в гареме молодого Сулеймана, который в то время, вероятно, ещё не занял престол, а был лишь санджак-беем (правителем) Манисы. Будущая любимая наложница султана тогда была ещё в подростковом возрасте, поэтому она впервые появилась в покоях османского правителя только через несколько лет. Но создатели сериала решили ускорить события, показав уже взрослую девушку, попавшую в рабство.
В сериале «Великолепный век» Хюррем постоянно вмешивается в государственные дела не из-за скуки или для развлечения, а ради собственного выживания и выживания своих детей, которым угрожают её враги и соперницы. Для достижения целей она манипулирует решениями султана, пользуясь его безграничной любовью к себе.
На самом же деле в своей переписке с султаном Хюррем показывает небывалый государственный ум, дипломатичность и широкую образованность как для женщины того времени. Видимо, именно поэтому Сулейман настолько сильно доверял её советам. Султанша на самом деле оказывала влияние на состав совета визирей, была в курсе международной политической ситуации, Сулейман даже доверял ей приём иностранных послов и позволял ей делать это с открытым лицом, о чём говорят тексты многих исторических записок.
Более того, Хюррем тратила много средств на благотворительность, строя мечети и приюты.
Что до политических интриг, которыми пронизан весь сюжет телесериала «Великолепный век», то сценаристы слегка перестарались с коварностью султанши.
Так, самые жестокие заговоры Хюррем, которые привели к казням великого визиря Ибрагима-паши и наследника престола шахзаде Мустафы, являются только лишь очередной неподтверждённой легендой.
Хюррем-султан действительно ненавидели очень многие. Она была источником зависти и страха, потому что стала первой женщиной в истории Османской империи, которая смогла так искусно использовать любовь в качестве инструмента тотальной власти как в гареме, так и далеко за его пределами.