ЕВГЕНИЙ: Да, как бы я быстро к вопросу. Дима, у меня вопрос по детскому саду. А конкретно по организации режима. У нас обычный детский сад, государственный, воспитатели не плохие, но традиционные. У нас тихий час, где…
Д.ЗИЦЕР: Ребенок ваш не любит спать днем. Давайте я за вас.
ЕВГЕНИЙ: Да, он не любит, и мы его даже туда не водим, но хотели бы водить, потому что друзья ему нравятся, но там заставляют лежать в кровати. Я уже сходил, как вы и рекомендуете, поболтал мило с воспитателем, с заведующим, и у них есть такие аргументы на этот счет. Ну, они особо ничего менять не горят желанием, но при этом выдвигают такие аргументы, что дети находятся в большом коллективе целый день, и им нужно морально отдыхать. И, либо это, как дома принято, усаживать детей за мультики, либо это лежание в кровати.
Д.ЗИЦЕР: Про мультики это шикарно сейчас было.
ЕВГЕНИЙ: Да. Что все игры для детей, они подвижные, активные, а вот это два антипода. Я собираюсь организовать обсуждение с родителями, и мне бы не хватает немножко аргументов не только критиковать, но и предложить какие-то конкретные варианты.
Д.ЗИЦЕР: Пожалуйста. Значит, во-первых, давайте, не критикуя, один аргумент я вам дам, он довольно простой. Люди разные, вот люди разные. Среди взрослых есть те, кто с удовольствием поспит днем, а есть те, которые ни в коем случае спать не могут, правда? Есть те, кто ложатся раньше и ложатся позже. Есть те, кто любит классическую музыку, и те, кто любит попсу. Разные люди, разные, это очень-очень важно. И это прямо важно-преважно, честно. Понимаете?
ЕВГЕНИЙ: Согласен.
Д.ЗИЦЕР: Произнесите это. В любом возрасте люди разные, еще раз. Теперь, чего с этим можно делать? Да прекрасно разное можно делать. Можно организовать соседнюю комнату, в большинстве детских садов есть такая возможность, и там где-то может звучать тихая музыка. Дети очень хорошо, поверьте мне, понимают, ну, правила игры, особенно, если эти правила введены вместе с ними, и они действуют не против них. И можно в этот момент разные действия производить. Можно играть с ними в бесшумные игры. Вот, знаете, это как игра «бесшумное пространство», что у нас час в день, мы не разговариваем громко.
Кстати говоря, вот вальдорфская система, она это практикует по разным поводам, но, тем не менее, или по другим поводам. Мы не повышаем голос, мы в этот момент можем тихонечко, я не знаю, бубнить себе под нос, читать, рассматривать картинки, читать самим себе или как бы читать, мы можем рисовать, мы можем что-то разглядывать.
Еще одна возможность, воспитательница в соседней комнате читает тем, кто не хочет спать. Она читает, естественно, то, что детям интересно. Есть много-много разных действий. И я даю вам честное слово, дети очень хорошо это понимают, вот и все. И, если ваш разговор с родителями с другими превратится в обсуждение того, что можно делать, я уже вас поздравляю, уже на этом этапе. Потому что это значит, что вы не будете бодаться на тему «надо спать, не надо спать», а будете говорить о том, если мы не хотим спать, что мы с этим делаем.
И очень важно еще, знаете, что, очень важно, чтобы у человека оставалась возможность, если он захочет спать, спать. Чтобы он не боялся сказать – я спать хочу сейчас, не боялся того, что его сейчас уложат на ближайшие несколько месяцев. Да, я сейчас хочу спать, иду и сплю. И в этот момент, между прочим, воспитывается у человека понимание того, чего он хочет. И уверенность в том, что я могу попросить взрослого о помощи. Вот и все.
ЕВГЕНИЙ: Понятно, Дима. Спасибо. А еще тогда маленький подвопрос. А вы как считаете, обсуждение с родителями можно начинать онлайн, ну, вот в группе родительской или лучше сразу собрать собрание?
Д.ЗИЦЕР: Можно, если очень-очень к этому хорошо подготовиться, делать это мягко и, не знаю, что, дипломатично. Думаю, что возможно вполне.
Я должен с вами прощаться, программа заканчивается. Ну, что, дорогие друзья, я могу сказать – любви вам. Простите, если что не так. Услышимся через неделю, через шесть дней всего.