Деревня Акзегитово (современный Зеленодольский район) дала миру весьма колоритную фигуру, которая многие годы держала в руках нити управления в деревне и округе. Этой личностью был купец Загидулла Шафигуллин.
К началу 20 века З.Шафигуллин отошел от предпринимательской деятельности и полностью сосредоточился на общественных делах. Главным оплотом его влияния являлись мечети и медресе, которые он строил на свои деньги и ставил во главе своих приверженцев. В медресе повсеместно совершенствовалась методика преподавания – вводились такие предметы, как арифметика, география, история Востока, создавались русские классы. Казалось, власть должна была поддерживать эти начинания, однако сказывалось взаимное многовековое недоверие между русскими и татарами.
И он пал в немилость: несмотря на почти сорокалетнее содержание им Акзегитовского медресе, его оставили без награды по линии Министерства народного просвещения, а само училище было лишено дополнительного финансирования от земства.
Деятельность акзегитовского предпринимателя вставала поперек горла и татарским консерваторам. Кроме того, татары отправляли своих детей учиться в шафигуллинские медресе, и муллы теряли доход от их обучения. Загидулла Шафигуллин пользовался влиянием даже за пределами Цивильского уезда, однако в родном Акзегитово не имел полной поддержки. Нередки были конфликты с местным духовенством. Крестьяне, науськиваемые муллами, ломали ограду на местном кладбище, которое Шафигуллин привел в порядок, кидали камнями в окна его школы, а учеников на улице оскорбляли нецензурной бранью.
Желание Шафигуллина добиться абсолютного влияния на жителей Акзегитово вызывало неудовольствие местных должностных лиц. Например, сельский староста Габдулганей Сабитов даже подал в жандармское управление жалобу, в которой указал, что Шафигуллин организовал сбор денег в пользу турецкого флота. И эти доносы были не единичными. В 1907 году Казанское губернское жандармское управление установило за ним наблюдение, но никаких результатов это не дало. В том же году его привлекали к ответственности за самовольное строительство мечети в Свияжском уезде.
Таким образом, Загидулла Шафигуллин предстает перед нами влиятельным человеком, болеющим за свой народ. Однако Шафигуллин за свою деятельность не поощрялся, а преследовался.