За более чем 20-летний опыт репетиторства я занимался лично примерно с двумя тысячами учеников – обычно индивидуально, несколько раз с двумя учениками. Каждый ученик особенный. Но некоторые уроки были очень запоминающимися.
Тяжёлый случай
Как-то связалась со мной мама ученика 7 класса с очень серьёзными проблемами в математике – его собирались на второй год оставлять или что-то вроде этого. Они пришли ко мне домой. Ученик выглядел совершенно тупым – взгляд в «никуда», заторможенный… Я начал кратко рассказывать – что я делаю и почему. Упомянул, что многие современные ученики плохо знают таблицу умножения. На что мама сказала – а он хорошо знает, с ним бабушка занималась! Я быстренько проверил на сложном примере – он мгновенно правильно ответил. Большая редкость, кстати!
Начали с ним заниматься – пробелы, как у большинства учеников… Ничего особенного. Пока не дошли до действия деления. Спрашиваю его:
- Что означает «делить» в математике?»
Отвечает: - Не знаю.
- А как ты понимаешь «делить» в обычной жизни?
- Не понимаю.
Вот тут я в глубине души очень сильно удивился – ребёнку 14 лет, а он вообще не понимает, что значит делить! Но благодаря особым тренировкам, не подаю вида и спокойно говорю:
- Давай посмотрим в словаре!
Открываю словарь, находим слово «делить», разбираем все его определения до полного понимания. Возвращаемся к математике и заканчиваем разбирать названия участников деления.
После этого я прошу его порешать примеры из учебника.
И тут я наблюдаю следующее – ученик решает задания со скоростью швейной машинки! Взгляд на пример, быстро записывает, быстро ответ, следующий пример, следующий, следующий… Тупого взгляда нет вообще, ребёнок не то что заторможенный, а супер быстрый!
Назначаем с мамой дату следующего занятия. Но я их больше не видел!
Такие слова могут очень сильно мешать людям - для других людей они могут быть кристально понятными и у них может не быть даже идеи о том, что кто-то может не понимать понятные им слова.
Жалко, что в школах до сих пор не слышали о тех методах занятий, которые я использую. Страшно представить, что было бы с ребёнком, если бы его мама не вышла на меня.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнавать о полезных для учёбы данных! И продолжим:
«Пендикуляр»
Ещё один любопытный случай был со студентом-первокурсником, разбирали с ним вузовскую математику, и тут я услышал от него слово «пендикуляр». Несколько минут пришлось потратить, чтобы он согласился исправить на верное «перпендикуляр» - длинное греческое слово, которое переводится «такой, как отвес». «Пер-» означает «такой как» (встречается во многих медицинских словах), а «пенд» - висеть (даже в английском языке есть такой глагол).
Многие школьники, кстати, не в курсе, что такое «отвес» - древний строительный прибор, состоящий из грузика на верёвочке, который создаёт прямой угол с поверхностью воды).
Потом мы потратили ещё несколько минут, чтобы студент стал легко и без напряжения выговаривать страшное слово «перпендикуляр».
Современные способы анализа данных
Однажды связалась со мной русская женщина из Австрии. Сказала, что мои координаты ей дал её муж. Он нашёл в интернете мои видео и сказал ей, что если я не смогу ей помочь, то никто не поможет.
Она изучала современные способы анализа данных. Я, как всегда, начал с самых элементарных понятий математики, через пару занятий мы разбирали основы линейной алгебры, которые я знал хорошо. А потом я залез в интернет и пытался разобраться с тем, что она изучала. Самые простые вещи я понял и смог ей объяснить, она тоже стала понимать эти основы. А потом я извинился и сказал, что не хочу влазить в дебри современной математики и, увы, не смогу больше ей помогать.
Было интересно узнавать новое для себя, но мне такие навороченные знания были не нужны. Зато я понял основную идею того, как работают рекламные механизмы соцсетей.
Четвёртый случай
Девочка 14 лет, папа – высокооплачиваемый специалист. Меня на занятия от метро в шикарный 3 или даже 4-этажный особняк привозил его личный водитель. С точки зрения занятий для меня не было ничего особенного – нашёл и исправил некоторые пробелы в знаниях. Никаких особых проблем. Почему этот случай особый?
Один раз после занятий мы с ней спустились в гостиную, там был её папа. На столе стоял аккуратный самодельный торт. Оказалось, что этот торт сделала сама девочка на мамин день рождения. И она угостила тортом папу и меня. Причём без каких-то просьб с моей стороны или со стороны папы.
Очень вкусный был торт! Первый раз меня угощала ученица своим произведением. Редко попадаются такие добрые, заботливые и хорошо воспитанные подростки.
Мне нравится помогать хорошим людям решать их проблемы. Жаль, что такие проблемы у них вообще возникают практически на ровном месте. Подписывайтесь на мой канал, чтобы быть в курсе!
А вы встречали хороших учеников, у которых были странные трудности во время учёбы в школе или в университете?