Найти тему
Прогулки с русским

О/Ё после шипящих

Шок-контент, который нельзя показывать учителям русского – они скажут "правило не такое"!

Мы изучаем в школе О/Ё после шипящих в 5 классе, в 6 классе, в 7 классе… Существуют отдельные правила для каждой части речи.

А теперь посмотрите на таблицу внизу внимательно.
Не кажется ли вам, что тут... есть, что упростить?

фото из открытых источников интернета
фото из открытых источников интернета

Итак, нет необходимости учить все эти правила. Рассуждаем просто:

- если перед нами глагол или что-то связанное с ним (т.е. образованное от него), то в СУФФИКСАХ и ОКОНЧАНИЯХ мы пишем Ё;
- если нет – пишем О.

Исключение: слова, оканчивающиеся на –ёр (стажёр, дирижёр).

Всё!

И не морочьте нам голову своими правилами.
Горячо – имеет какое-то отношение к глаголу? Образовано от него? Нет – пишем О.
Тушёнка – имеет отношение к глаголу в своём значении? Да, оно образовано от глагола «тушить» - значит, пишем Ё.
Сражённый – глагол или от глагола образовано? Да, образовано от глагола – значит, в суффиксе буква Ё.
Девчонка – от глагола? Нет – значит, пишем О.
И так далее.

Ах да, в слове "ещё" пишем, конечно, Ё. Исключение. Но я думаю, что в этом слове вы и без правила не сделаете ошибку.

P.S. О/Ё в КОРНЕ после шипящих проверяем однокоренными словами.
Е и Ё – буквы-родственники.

Если в каком-то однокоренном слове на этом непонятном месте мы встречаем Е, значит, в нашем слове пишем Ё.

Шёпот – потому что есть «шептать».
Щёчки – потому что есть щека.
Чёлка – от слова «чело».
Шорох – потому что родственного слова с Е после шипящей нет.
Капюшон – то же самое.

Упрощайте всё, что только можно! Чтобы было больше времени на пикники )))

фото из открытых источников интернета
фото из открытых источников интернета