Найти в Дзене

Созревшие «Гроздья гнева»

Сразу же встал вопрос: с чего начать? Водил пальцем по корешкам книг домашней библиотеки, и никак не мог остановиться на чём-то конкретном – жаль, что нельзя рассказать обо всём и сразу! Эх, была не была! Джон Стейнбек «Гроздья гнева». Этот сравнительно небольшой роман американского писателя, впервые опубликованный в далёком 1939 году, заслуживает пристальнейшего внимания. Согласен, что не каждый сможет спокойно читать подробные описания тяжёлой жизни фермеров, согнанных с родной земли и вынужденных уезжать прочь от нажитых мест в поисках работы. Но прямота и честность, с которой Джон Стейнбек говорит об этих обездоленных людях, просто обескураживает; автор прекрасно понимает их помыслы и чаяния. Ведь, по существу, всё стремится к одному – выжить в бушующем океане жизни, кишащем капиталистическими акулами. В центре повествования – семейство Джоудов. Люди эти крепкие, мужественные, не чурающиеся тяжёлой работы… Но чего стоят эти качества в мире, где правят деньги? Смогут ли они выстоять

Сразу же встал вопрос: с чего начать? Водил пальцем по корешкам книг домашней библиотеки, и никак не мог остановиться на чём-то конкретном – жаль, что нельзя рассказать обо всём и сразу! Эх, была не была!

Джон Стейнбек «Гроздья гнева».

Этот сравнительно небольшой роман американского писателя, впервые опубликованный в далёком 1939 году, заслуживает пристальнейшего внимания. Согласен, что не каждый сможет спокойно читать подробные описания тяжёлой жизни фермеров, согнанных с родной земли и вынужденных уезжать прочь от нажитых мест в поисках работы. Но прямота и честность, с которой Джон Стейнбек говорит об этих обездоленных людях, просто обескураживает; автор прекрасно понимает их помыслы и чаяния. Ведь, по существу, всё стремится к одному – выжить в бушующем океане жизни, кишащем капиталистическими акулами.

В центре повествования – семейство Джоудов. Люди эти крепкие, мужественные, не чурающиеся тяжёлой работы… Но чего стоят эти качества в мире, где правят деньги? Смогут ли они выстоять?

Обложка книги "Гроздья гнева".
Обложка книги "Гроздья гнева".

От страницы к странице читатель путешествует вместе с Джоудами по Америке и оказывается вовлечён в целую череду событий (большей частью безрадостных). Герои не одиноки – бок о бок пыль дорог поднимают сотни и тысячи разорившихся фермеров. За радостной вестью следует череда потерь, а вновь воссиявшая удача оказывается мимолётна…

«А потом на Запад потянулся разоренный люд — из Канзаса, Оклахомы, Техаса, Нью-Мексико, из Невады и Арканзаса. Потянулись семьями, кланами, согнанные с мест пылью, трактором. Ехали в набитых битком машинах, целыми караванами — бездомные, голодные. Двадцать тысяч, и пятьдесят тысяч, и сто тысяч, и двести тысяч. Они двигались потоком через горы, голодные, беспокойные-беспокойные, как муравьи: спешили скорее дорваться до работы, поднимать, носить тяжести, полоть, собирать, резать, — все что угодно, любое ярмо, лишь бы заработать на хлеб. Дети голодают. Нам негде жить. Бежали, как муравьи, спешили дорваться до работы, до хлеба, а больше всего — до земли».

Кадр из фильма "Гроздья гнева" (1940 г.).
Кадр из фильма "Гроздья гнева" (1940 г.).

Наивность и простота, с которой Джоуды смотрят на окружающий мир, кажется едва ли не детской. Недоумение, обида, взрывные решения – всё это свойственно не совсем повзрослевшим людям. Это те американцы, которые ещё не умеют жить по законам рынка, это люди, которые верят и хотят добиться справедливости.

Впрочем, им недолго оставаться таковыми.

Аллегорий в книге предостаточно, причём Стейнбек заложил их в самые страшные сцены из жизни фермеров. Не запер дверь в дом – пришла свинья и съела младенца. Когда умирают дети – умирает само будущее.

Так, в череде горя, лишений, смертей и сломанных надежд выковывается новый человек. Человек, вскормленный молоком лишившийся ребёнка матери. Человек, живущий лишь настоящим. И что он принесёт в этот мир – автор оставляет открытым.

Кадр из фильма "Гроздья гнева" (1940 г.).
Кадр из фильма "Гроздья гнева" (1940 г.).

Кстати, википедия сообщает, что именно из-за детального изображения тяжёлой жизни этот роман «был изъят из библиотек Нью-Йорка, Сент-Луиса, Канзас-Сити и Буффало. Ирландия запретила книгу в 1953 году, канадский город Моррис — в 1982 году. Из-за использования вульгарных слов в 1970-80-е гг. роман запрещался в некоторых школах США». Впрочем, сегодня «Гроздья гнева» включены в образовательную программу и изучаются во многих штатовских школах и колледжах.

Впрочем, как ни тяжела кочевая жизнь обездоленных фермеров, реальность оказалась ещё горше. Из повествования Джона Стейнбека становится понятно, что экономический кризис, обнищание населения и стремительно увеличивающееся неравенство буквально раскололи американскую нацию, тут и до гражданской войны было рукой подать:

«Крупные собственники объединялись для самозащиты и на собраниях своих ассоциаций обсуждали способы, с помощью которых можно запугивать, убивать, отравлять газами. И больше всего их страшило вот что: триста тысяч... если у этих трехсот тысяч найдется вожак, главарь... тогда конец. Триста тысяч человек, голодных, несчастных. Если бы они поняли самих себя, земля перешла бы к ним, и никакие винтовки, никакие газы не остановили бы их».

Кадр из фильма "Гроздья гнева" (1940 г.).
Кадр из фильма "Гроздья гнева" (1940 г.).

Автор романа пытается дать ответ на извечный (как оказалось, не только русский) вопрос: что делать? Покорно подчиниться системе или попытаться что-то изменить? Именно поэтому «Гроздья гнева» остаются так актуальны и спустя столько десятилетий.

Джон Эрнст Стейнбек.
Джон Эрнст Стейнбек.

Антон АГЕЕВ.

#джон стейнбек

#гроздья гнева

#кино

#книга

#роман