Найти тему
Записки Рарога

Как чайник мир создает: Часть 5. Продолжая о поселениях.

Данная серия текстов будет посвящена тому, как я буду пытаться создать маленький авторский мир, продумать его и наполнить героями, любопытными местами, артефактами, религиями, и прочими вещами, присущими любому месту.

Итак, для начала определимся, что я далек от экспертного мнения и являюсь таким же профаном во многих вопросах, как и любой человек. Так что мои доводы не являются истинной в последней инстанции. Свое же мнение вы можете высказать, в комментариях.

В прошлый раз мы остановились на размере и снабжении наших городов. В этой же статье мы добавим в наше поселение фортификацию и гарнизон, а так же определимся, кто управляет нашим поселением.

Четвертый пункт. Фортификация и гарнизон. Для начала, что же такое фортификация. Это всем нам знакомые замки, окопы, блиндажи и прочие сооружения, предназначенные для защиты территории, населения, войск или чего либо еще.

Как чайник мир создает: Часть 1. Вводная

Как чайник мир создает: Часть 3. Объекты и функции.

Как чайник мир создает: Часть 4. Поселения.

Бывает полевая и долговременная фортификация. К первой относятся окопы, минные заграждения, колючая проволока, и все прочее, что можно быстро возвести и, в случае ненужности, так же быстро убрать. К долговременной относятся замки, доты, бастионы, и прочие постройки, которые долго и дорого возводить, но и толка от них тоже больше.

Выбор нужных нам укреплений и их наличия диктуется назначением нашего поселения и временным периодом нашего мира. Первый определяет наличие и качество оборонительных сооружений. Второй вероятного противника, от которого должны защищать фортификации.

Грубо говоря, средневековые ополченцы не будут рыть вокруг города окопы, а современная армия не будет строить каменный замок.

Но начнем с назначения нашего населенного пункта. Если наше поселение предназначено для обороны, то фортификация здесь будет гарантировано. Поселения на важных торговых путях так же, скорее всего, будут иметь хотя бы минимальную фортификацию. Чтобы всякое отребье не решилось на грабеж.

Что же касается мест добычи ресурсов и туристических памятников, здесь все будет зависеть от окружающих факторов и снабжения. Богатое поселение, добывающее золото почти гарантированно обзаведется фортификацией.

В то же время маленькой деревушке возле гробницы мало известного аристократа подобная роскошь будет не по карману и, скорее всего, незачем. Но вот если этой деревушке докучают кочевники, она вполне может ощетиниться деревянными стенами и кольями.

Оба моих города (Ализид и Рилас) будут иметь фортификацию. Особенно учитывая, что первый был изначально построен для обороны.

Теперь переходим к внешнему выражению этой самой фортификации, который будет зависеть от временного периода и вероятного противника. Ниже я приведу примеры фортификаций разных эпох, ее преимуществах и недостатках.

Древнее время и средневековье:

Засека – полевое защитное сооружение из поваленных рядами или крест на крест деревьев, у которых часто затачиваются ветки. Отлично подходит для обороны от пехоты и легкой коницы. Требует большого количества дерева, легко воспламеняется.

Пример засеки
Пример засеки

Рогатка – полевое заграждение из деревянных кольев и брусьев. Отлично подходит для перекрытия дорог. Дешевое в изготовлении, однако так же легко разрушаемое.

Ров – как полевое, так и долговременное защитные сооружения. Представляет собой глубокую и широкую канаву, не редко заполненную водой. Прост в постройке. Однако его эффективность сильно зависит от размера.

Палисад (частокол) – полевое или долговременное защитное сооружение из толстых бревен, которые собираются и скрепляются в препятствия или стены. Может быть дешево и быстро возведено. Однако быстро приходит в негодность.

Оборонительные стены и башни – долговременные защитные сооружения из камня, глины, или других прочных материалов, окружающие поселение. Требуют большое количество ресурсов и времени на возведение. Однако представляют гораздо более надежную защиту от противников.

Крепость (замок) – долговременное защитное сооружение, предназначенное не только для обороны, но и для проживания в нем, с запасом продовольствия, которое хранилось в цитадели. Из недостатков, крайне большая цена строительства и полная бесполезность против современной артиллерии и авиации.

Новое время:

Бруствер (окоп) – полевое земляное укрепление, предназначенное для обороны с использованием огнестрельного оружия. Как правило, использовалось в сочетании с долговременными укреплениями.

Пример окопа
Пример окопа

Форт – полевое или долговременное сооружение, которое, в отличии от крепости, содержало только гарнизон, способный некоторое время удержать противника. Часто строилось вблизи дорог, мостов и дургих важных объектов. Можно назвать более удешевленным аналогом крепости.

Бастион – долговременное оборонительное сооружение, ставшее развитием крепостей и замковых стен. В отличии от первых, предназначено для противостояния пороховой артиллерии. Является гораздо более сложным и затратным в постройке, чем крепость.

Пример бастиона
Пример бастиона

Новейшее время:

Минные заграждения – полевая фортификация, в ходе которой на участке территории закладывается большое количество взрывчатых устройств, для противодействия пехоте и технике. Из достоинств быстрота и дешевизна возведения. Недостатком являются возможные союзные потери и необходимость последующего разминирования местности.

ДОТ – Отдельное долговременное защитное сооружение, предназначенное для ведения продолжительной обороны и обстрела противника огневыми средствами не покидая помещения. Уязвим для современных средств артиллерии. Относительно дешев в изготовлении. Разновидностью ДОТов можно считать средства ПВО.

Пример дота
Пример дота

Бункер – Как правило, подземное долговременное защитное сооружение, не редко предназначенное не только для обороны, но и для временного проживания личного состава. Изготовление подобных построек всегда связано с большими затратами.

Стоит сказать, что это не полный перечень. Например, здесь нет противотанковых ежей. Однако это именно примеры того, чем может быть окружен и защищен город на случай войны. Также здесь нет военных баз и военных лагерей, поскольку они представляют из себя совокупность фортификационных сооружений.

Так же стоит понимать, что старые виды фортификации, с использованием современных технологий, могут приобретать новую жизнь. Как например рогатины во вторую и первую мировую войны обзавелись колючей проволокой, а позднее эволюционировали в противотанковые ежи.

Точно так же стены у современных военных баз ни куда не исчезли. Особенно когда ваши противники не обладают мощной артиллерией, способной пробить пару метров бетона.

Однако обратное правило работать не будет. Несмотря на то, что в древнем Риме существовал бетон, строить из него доты было абсолютно бессмысленно, поскольку не было подходящего вооружения.

Размер и сложность фортификации, в общем то, будет все так же зависеть от богатства поселения и опасности, которую представляет потенциальный враг. Большинство долговременных фортификационных сооружений требуют вложений не только на этапе строительства и конфликта, но и в мирное время, что может быть не по плечу бедным поселениям.

Альтернативно, в городе уже могут присутствовать фортификационные сооружения, которые были возведены во времена процветания, а сейчас приходят в запустение, поскольку средств на содержание нет.

Еще один вариант – устаревшие фортификационные сооружения. Как например замки в Европе. Сейчас они выполняют сугубо туристическую функцию. Но в случае боевых действий, все еще могут частично использоваться как оборонительные укрепления.

Пару слов нужно сказать о фортификации будущего. Как и в случае с технологиями, здесь все зависит от вас и вашей фантазии. Самым простым решением будет преобразовать существующую фортификацию в некий футуристический аналог. Например доты могут превратиться в стационарные турели. А каменные стены смениться энергетическим щитом.

Для Ализида я укажу, что в нем есть небольшая старая крепость, которая сейчас все больше приходит в запустение.

В случае с Риласом, я укажу, что в нем есть старая военная база и несколько установок ПВО.

Теперь о гарнизоне. Гарнизон это войска, которые занимаются обороной вверенного им участка. Для нашего маленького материала, я выделю два типа гарнизона. Ополчение и Войска.

В первой категории у нас, фактически, находятся жители города. Крестьяне с камнями, горожане – партизаны, и далее по списку. Ополчение собирается только в том случае, если в нем есть необходимость. Грубо говоря, когда враг под воротами города.

Из достоинств, такой гарнизон не надо содержать. Поскольку в мирное время все эти люди занимаются другой деятельностью. Как правило, такой гарнизон может иметь большую численность. Очевидный недостаток, ополчение на голову уступает в подготовке регулярным войскам.

В мирное время из ополчения могут собираться небольшие дружины или отряды, которые будут заниматься дозором, патрулированием, и выполнять прочие функции гарнизона.

Вторая категория, наемники. Сюда входя не только буквальные наемники, которых вы покупаете на определенный период времени, но и солдаты на службе государства, рыцари, обязанные к службе, и прочий народ, который в жизни занимается только тем, что воюет или готовится воевать.

Из преимуществ, гораздо лучшая подготовка и навыки ведения боя. Однако наемный гарнизон требует постоянного снабжения. Если в случае с ополчением каждый ополченец в мирное время сам себя кормит и одевает, то солдата кормит и одевает город или наниматель, независимо от текущих обстоятельств.

Впрочем, при необходимости, ни кто не мешает вам совместить одно с другим. На крепостной стене во время осады работа найдется всем. Даже простым крестьянам.

Гарнизон в виде ополчения чаще будет встречаться в небольших или бедных поселениях, которые банально не могут себе позволить содержание войска. Впрочем далеко не всегда городской гарнизон оплачивается из городских средств. Вполне может быть, что войска содержит страна, как например в случае с пограничными крепостями. Или региональный центр, такой как барон или наместник.

Выбрали гарнизон для города? Дальше можно определиться с его условной численностью, если это имеет важное значение для нашего поселения. Как в случае и со снабжением, здесь не будет точных цифр. Поскольку точная численность зависит от большого количества параметров. Размер города, его состоятельность, временная эпоха, внешние угрозы, мобилизационный ресурс и так далее. Сейчас нам нет смысла высчитывать точные числа. Достаточно будет условного значения.

Крошечный – гарнизона едва хватает, чтобы поддерживать функциональность существующей фортификации. Характерен для очень бедных и маленьких поселений, либо населенных пунктов, рядом с которым даже не предполагается ведение каких либо боевых действий.

Маленький – численности гарнизона хватает для поддержания оборонительных средств в приемлемом состоянии. Может оказать слабое сопротивление. Характерен для небольших бедных поселений, рядом с которыми не предполагается значимых столкновений.

Стандартный – гарнизона достаточно для оказания сопротивления противнику. Характерен для военных поселений, крупных городов и поселений, рядом с которыми предполагаются возможные боевые действия.

Большой – гарнизона достаточно для контроля не только в пределах населенного пункта, но и в небольшой области рядом с поселением. Способен оказать значительное сопротивление. Характерен для богатых городов, либо для мест, где ожидаются крупные боевые действия.

Огромный – в поселении сосредоточен гарнизон, способный отбить значительные силы противника. Характерен для мест, находящихся непосредственно рядом с зонами боевых действий.

Для Ализида я укажу, что в нем находится стандартный гарнизон. В то время как в Риласе у меня расположится Большой гарнизон, наличие которого оправдывается близостью фронтира.

В следующей статье мы, наконец, доберемся до правителей нашего поселения.

Источники:

1. Фортификация - https://bigenc.ru/military_science/text/4732516

2. Засека - ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BA%D0%B0

3. Ров - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B2

4. Частокол - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%B4

5. Рогатка - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0_(%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5)

6. Бастионная система укреплений - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9

7. ДОТ - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0#%D0%91%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B1%D0%B0_%D1%81_%D0%94%D0%9E%D0%A2%D0%BE%D0%BC

8.