Письма Хонор Гренвилл — невероятный источник знаний о жизни типичной аристократки в тюдоровской Англии времен Генриха VIII. Сама же Хонор одновременно обычная и необычная представительница своего времени. Энергичная, амбициозная и великодушная — она делала всё с выгодой для себя, но на благо семьи.
Это вторая статья из цикла материалов о Хонор Гренвилл. Здесь речь пойдет о ее отношениях со вторым мужем и о том, как она проявила себя в качестве виконтессы Лайл. О ранней жизни Хонор и ее первом браке читайте тут:
Хонор Гренвилл, жена бастарда. Женщина в эпоху Тюдоров
К сожалению, нет никакой информации о том, при каких обстоятельствах Хонор познакомилась со своим вторым мужем — Артуром Плантагенетом, виконтом Лайлом, бастардом короля Эдуарда IV и дядей короля Генриха VIII. И почему королевский сын выбрал именно ее?
Пара была искренне преданной друг другу, но не факт, что это был брак по большой любви, ведь новый муж Хонор был более чем на двадцать лет старше ее. Хотя не стоит исключать и тот вариант, что они действительно изначально полюбили друг друга несмотря на разницу в возрасте, и поэтому решили пожениться.
Оценки даты рождения Артура варьируются между 1462 и 1472 годами. Но если брать более раннюю дату, то получается, что на пост лорда-заместителя Кале его назначили, когда ему было уже за 70 лет — это кажется маловероятным. Возможно, на момент свадьбы с Хонор Артуру Плантагенету было около 54-55 лет. Ей же было около 35 лет.
У Артура было три дочери от первого брака и можно было бы предположить, что он хотел сына. А Хонор доказала свою плодовитость в первом браке, родив семерых детей. Однако общих детей у Артура и Хонор так и не родилось. Вместо этого они вместе заботились о детях от своих предыдущих браков и даже поженили старшую дочь Артура на старшем сыне Хонор.
В переписке супругов сохранились свидетельства их привязанности. В одном из писем королевский Артур писал:
«У меня никогда не было лучшего здоровья, но я так много думаю о тебе, что не могу спать»
При всем этом Артур, вероятно, не всегда был верен Хонор. В конце концов, он был сыном Эдуарда IV, знаменитого своей любовью к женщинам. Собственно, сам Артур был живым свидетельством того, что его отец изменял своей жене — королеве Элизабет Вудвилл.
В 1533 году виконт получил письмо от сэра Фрэнсиса Брайана (человека довольно распутного), в котором он благодарил Артура за приглашение в Кале и встречу с куртизанками. Далее он заявил, что уже покаялся в своих грехах и был прощен самим Папой римским. Артуру он посоветовал сделать то же самое, а также попросить прощения у Хонор за проступки. Судя по всему, Хонор простила супруга.
Всем окружающим было очевидно, что виконт Лайл женился крайне удачно. Хонор была энергичным и грамотным администратором и делах, касающихся земель, и в делах, касающихся денег. Она заключала такие выгодные сделки, которыми Артур никогда не мог похвастаться раньше. Отныне все, кто хотел вести дела с виконтом Лайлом, должны были ждать, пока Хонор даст добро.
Во времена Тюдоров решение многих вопросов зависело от личных отношений и влияния конкретной персоны. Назначение на должность, вступление в брак или выделение финансового пособия — все это чаще всего производилось на основании просьбы одного человека от имени другого. Каждый ссылался на друзей, друзей друзей или дальних родственников.
Хонор в этой системе была как рыба в воде. Она с готовностью использовала свое влияние и всегда просила других не стесняться пользоваться ее именем. Для ее большой семьи это было необходимо.
Для небольшого городка Брутон в Уилтшире Хонор добилась разрешения проводить две ярмарки в год — одну в апреле и другую в сентябре. Для этого она написала, в том числе, Томасу Кромвелю — второму человеку королевство после самого короля.
Также Хонор поучаствовала в жизни Брутонского аббатства. Когда скончался аббат Уильям Гилберт, виконт Лайл и главный судья Фицджеймс попросили назначить на это место их протеже — Джона Эли.
Эли оказался не самым благодарным человеком и в течение нескольких месяцев рассорился со всеми подряд. И Хонор опять писала Кромвелю, что Эли ведет себя непотребно. Особенно она возмущалась, что аббат уволил некоего Джена Легата, который уже получил прощение короля за убийство — это признали самообороной.
Другая история связана с Томасом Гилбертом — судя по всему, это был родственник Хонор по материнской линии (ее мать звали Изабеллой Гилберт). Томас просил Хонор быть доброй и милосердной по отношению к Уильяму Роузу, который отчаянно нуждается в работе. А предыдущую он потерял потому, что его жену была «неблагоразумной женщиной». Хонор на просьбу родственника откликнулась.
Анна Бассетт: дочь Хонор Гренвилл, «любовница» Генриха VIII Тюдора
В следующей статье вы узнаете о придворной жизни Хонор Гренвилл, ее связи с Анной Болейн и рассмотрите другие примеры ее административных талантов.
📖 Читайте также:
- Первая любовь закончилась темницей: история Маргарет Дуглас, племянницы Генриха VIII Тюдора
- Девушка с характером: Мэри Фицрой, единственная невестка Генриха Тюдора
- Джейн Грей и Мария Кровавая: кто из них был узурпатором?
- Тест: что вы знаете о Тюдорах? Проверьте свои знания
#тюдоры #генрих 8 #генрих viii #англия #великобритания #история #женщины #интересные факты