Найти тему
Trаvel/History

О мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда

Понятие мировое хозяйство.

Термин «мировое хозяйство» появился во второй половине XIX в. Наряду с ним в литературе вы можете встретить также термины «всемирное хозяйство», «мировая экономика», «мегаэкономика». Некоторые ученые рассматривают их как синонимы, другие находят некоторые различия.

Мировое хозяйство представляет собой исторически сложившуюся и постоянно развивающуюся систему национальных хозяйств стран мира и их группировок, которые связаны между собой международным географическим разделением труда и находятся в сложном взаимодействии друг с другом.

Развитие мирового хозяйства происходило поэтапно.

-2

Географическое разделение труда.

Географическое разделение труда появилось в глубокой древности, когда в силу особенностей природных условий одним людям стало выгодно заниматься земледелием, а другим – животноводством. Позже появились ремёсла, которые образовали самостоятельные виды хозяйственной деятельности. С течением времени и развитием прогресса территории стали сосредотачиваться на конкретных производствах. Почему так произошло? Страны мира отличаются друг от друга множеством показателей: размером территории, географическим положением, природными условиями и ресурсами, социальными и экономическими условиями. Эти отличия формируют экономическое «лицо» страны, которое выражается в географическом разделении труда – специализации территории на производстве той продукции, выпуск которой становится для неё наиболее выгодным.

Международное разделение труда – это специализация стран на производстве определённых товаров и услуг и обмене ими на мировом рынке.

-3

Существует 4 вида международной специализации:

отраслевая – производство и экспорт продукции первичного сектора экономики: зерно, круглый лес, нефть, медная руда и т.д.;

предметная – производство и экспорт продукции обрабатывающей промышленности в виде готовых товаров и услуг: автомобили, обувь и т.д.;

технологическая – производство и экспорт части какого-либо технологического процесса: производство глинозёма в алюминиевой промышленности;

подетальная – производство и экспорт отдельных узлов и деталей: аккумуляторы, шины, микросхемы.

Высшей формой МГРТ является международная экономическая интеграция – упрочнение и развитие глубоких взаимных экономических связей между группами стран, основанных на проведении согласованной международной политики. В региональном плане примерами экономической интеграции являются такие международные организации, как Европейский союз, АСЕАН, НАФТА, АТЭС, ЛАИ. Отраслевая интеграция объединяет страны – экспортёры нефти в группировку ОПЕК.

В феврале 1992 г. в г. Маастрихте было подписано Соглашение о Европейском Союзе, которое после серии референдумов по его ратификации в странах-участницах вступило в силу 1 ноября 1993 г. Европейское Экономическое Сообщество в соответствии с Маастрихтским Соглашением переименовано в Европейское Сообщество (ЕС). Это соглашение предусматривало также постепенную трансформацию ЕС в союз экономический, валютный и политический. Таким образом, к концу 1992 г. было завершено строительство единого европейского внутреннего рынка. В 2000-е годы дважды произошло расширение ЕС. В 2004 году новыми членами ЕС стало 10 стран - Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Латвия, Литва, Словакия, Румыния и Кипр, в 2007 году - Болгария и Мальта. Таким образом, сформировался крупнейший в мире общий рынок, объединяющий 27 европейских стран.

ЕС
ЕС

Северо-Американская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Был заключен договор между США, Канадой и Мексикой, вступивший в силу 1 января 1994г. Территория блока составляет обширную территорию с населением 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом. Ежегодное производство товаров и услуг этими странами составляет 7 трлн. долл. На их долю приходится около 20% всего объема мировой торговли.

НАФТА
НАФТА

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980г. Членами организации являются 11 стран: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили, Боливия, Парагвай, Эквадор. В рамках данной ассоциации образованы Андская и Лаплатская группы, Амазонский пакт. Члены ЛАИ заключили между собой соглашения о преференциальной торговле.

ЛАИ
ЛАИ

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество – АТЭС. Это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона, была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого Океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа - Новая Гвинея, а в 1998 г.- Вьетнам, Перу и Россия.

АТЭС
АТЭС

В конце XX века набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. Наиболее успешно на протяжении более 40 лет действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), создана в 1967г. В неё входят Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. В июле 1997г. в ассоциацию приняты Бирма, Лаос и Камбоджа. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки связан с бурным экономическим ростом большинства стран - участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планах АСЕАН - снизить таможенные пошлины стран – участниц.

Транснациональная компания (корпорация) (ТНК) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах.

В целом ТНК обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70 % мировой торговли, причём 40 % этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. ТНК имеют очень большие бюджеты, превышающие бюджеты некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 — транснациональные корпорации, остальные — государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби.

Практически все, что вы покупаете в магазинах, производится силами 10 транснациональных корпораций. Mars или Snikers, Sprite или Fanta, Jakobs или Maxwell — что бы вы ни выбрали, прибыль пойдет в одни руки. Разберемся же в хитрой системе современного глобального рынка потребления и познакомимся с компаниями, задающими правила игры в большом бизнесе.

Kraft Foods

Компания была основана в 1903 году Джеймсом Крафтом. Первое название — J.L. Kraft & Bros. В настоящее время — вторая по величине корпорация по выпуску упакованных пищевых продуктов. Продает продукцию в 155 странах мира, занимая около 35% глобального рынка плавленых сырков. Но как это касается нас? Непосредственно, ведь каждый день мы видим продукты Kraft Foods на прилавках. В России компания продает следующие марки: Milka, Воздушный, Toblerone, Alpen Gold, Cote d’Or, Чудный вечер, Carte Noire, Jacobs, Maxwell House, Estrella.

Nestlé S.A.

-8

Полное название — Стратегическое объединение Nestlé. Была основана в 1866 году фармацевтом из Швейцарии Анри Нестле. Главный мировой производитель продуктов питания (еще производит корма для животных, косметику и фармацевтическую продукцию). Компания может похвастаться одним из самых больших годовых оборотов — 67, 8 млрд. евро (данные за 2011 год). Вот полный список торговых марок от Nestle, которые можно найти в любом российском магазине: Nescafé, КитКат, Nesquik, Экстрем, Россия — щедрая душа, Бон Пари, Nuts, Золотая марка, Maggi, Perrier, Friskies, Felix, Purina ONE, Gourmet, Дарлинг.

Procter & Gamble

-9

Лидер мирового рынка потребительских товаров и крупнейший в мире рекламодатель — затраты на рекламу которого превышают 8 млрд. долларов в год. Компания основана в далеком 1837 году мыловаром Джеймсом Гэмблом и свечником Уильямом Проктером. Бренд контролирует огромную долю мирового рынка, производя такие товары, как Fairy, Tide, Ariel, «Миф», Ace, Mr. Clean, Lenor, Comet, Fairy Oxi, Mr. Proper, Dreft, Pampers, Always, Alldays, Tampax, Discreet, Naturella, средства для ухода за волосами Wash & Go, Head & Shoulders, Pantene, Shamtu, Herbal Essense, Wella, Londa, средства для ухода за телом и парфюмерию Camay, Safeguard, Secret, Old Spice, Olay, Hugo Boss, Dolce&Gabbana, Gucci, Mexx, Baldessarini, Blend-a-Med, Oral-B, Crest, косметику Cover Girl, Max Factor, бритвы Gillette, Venus, батарейки Duracell, бытовую технику Braun, кофе Folgers, соки, корма для животных Iams, Eukanuba — и это еще не все.

Johnson&Johnson

-10

Производит косметику, санитарно-гигиенические товары, медицинское оборудование. Была основана в 1886 году тремя братьями: Робертом Вудом Джонсоном, Джеймсом Вудом Джонсоном и Эдвардом Мидом Джонсоном. В составе корпорации — более 230 дочерних компаний (т.н «Семья Джонсонов»), а самый известный бренд — линейка детской косметики Johnson’s baby.

Unilever

-11

Один из ведущих производителей бытовой химии, продуктов питания и парфюмерии. Компания была основана в 1930 слиянием нидерландской Margarine Unie и британской Lever Brothers. Владеет огромным количеством торговых марок, многие из которых известны в России.

Mars, Incorporated

-12

История транснациональной корпорации началась на кухне скромного домика в Такоме, штат Вашингтон, где Фрэнк Марс вместе с женой вручную делал домашние конфеты, продавая их всем желающим. Семейный бизнес приносил хороший доход, и в 1911 году была зарегистрирована компания под названием Mars Candy Factory, Inc.

Отраслевая структура хозяйства включает аграрный, индустриальный и постиндустриальный сектор экономики.

Первичный сектор развивается на основе наличия минеральных, лесных, агроклиматических и иных ресурсов, поэтому включает добычу полезных ископаемых, сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство.

Вторичный сектор охватывает производство продукции обрабатывающей промышленности – конечной продукции лёгкой, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, энергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработки.

Третичный сектор включает в себя нематериальное производство – сферу услуг: образование, культуру, здравоохранение, транспорт, торговлю, туризм, телекоммуникации, связь, строительство, консалтинг, банковскую деятельность, страхование, информационные технологии.

-13

В зависимости от того, какой сектор по объёмам производства и числу занятого населения преобладает в хозяйстве страны, мы можем определить структуру её экономики. В странах с аграрной (доиндустриальной) экономикой наибольшее развитие получил первичный сектор: Афганистан, Чад, Непал, Лаос. Индустриальная экономика отличает страны с выдающимися масштабами вторичного сектора: Аргентина, Китай, Россия. Постиндустриальная экономика доминирует в самых развитых странах мира, отличающихся растущим нематериальным производством: Япония, США, Германия. Экономическое развитие вызывает закономерные изменения в отраслевой структуре хозяйства – постепенно снижается доля отраслей первичного сектора (добывающей промышленности, сельского хозяйства) и увеличивается доля промышленных отраслей (лёгкой, химической, машиностроительной). Так, доля сельского хозяйства с ВВП в среднем на земном шаре составляет 4%, при этом в самых развитых странах – 2%, а в развивающихся – 12%. В отраслевой структуре хозяйства развитых стран доля вторичного сектора снижается, он замещается наукоёмкими и высокотехнологичными отраслями третичного сектора и сферы услуг – до 60% и более. В отраслевой структуре хозяйства менее развитых стран преобладают отрасли первичного сектора, которые имеют тенденцию к замещению отраслями сферы услуг и обрабатывающей промышленности.

Территориальная структура мирового хозяйства (ТСХ) представляет собой совокупность определённым образом взаимно расположенных и связанных между собой элементов хозяйства – промышленных и сельскохозяйственных районов, промышленных и транспортных узлов, городских агломераций. Элементы хозяйства образуют определённый территориальный рисунок хозяйства страны, который сочетает его узловые (промышленные центры) и линейные (магистрали) компоненты, образуя моноцентрический (с одним центром), полицентрический (с множеством центров) или смешанный рисунок ТСХ.

В развитых странах ТСХ представляет собой совокупность четырёх типов экономических районов.

Высокоразвитые районы – центры концентрации самых передовых, наукоёмких производств, здесь создается большая доля ВВП стран, располагаются штаб-квартиры транснациональных корпораций, например, штат Калифорния в США.

Старопромышленные районы как исторические центры текстильной, железорудной, каменноугольной промышленности – Рурский бассейн в Германии.

Аграрные районы как территории, которые слабо затронули процессы индустриализации – Юг Италии.

Районы нового освоения как территории, которые перспективны для разработки месторождений полезных ископаемых, но труднодоступны, – Север Канады.

В развивающихся странах территориальный рисунок хозяйства приобрёл «колониальный» вид, что объясняется узкой направленностью на вывоз ресурсов из территории. Как правило, порт – самый крупный город и столица, к которой подведены транспортные пути от разработанных месторождений полезных ископаемых или аграрных регионов.

Для сглаживания территориальных диспропорций в размещении хозяйства как в развитых, так и в развивающихся странах проводится государственная региональная политика, направленная на выравнивание уровня жизни людей и экономических различий между прогрессивными и отсталыми районами. В развивающихся странах для достижения этих целей осуществляют перенос столицы из приморских районов в более глубинные, например, в Бразилии.

Какие же причины (факторы) определяют, где будет размещаться то или иное производство? По мере эволюции мирового хозяйства образовалось две группы факторов размещения современного хозяйства.

Старые факторы

  1. Фактор территории. Размер территории влияет на разнообразие ресурсов и природных условий, что увеличивает вариативность в размещении населения и производства (Россия, США, Канада, Бразилия).
  2. Экономико-географическое положение – это положение страны по отношению к природным и хозяйственным факторам воздействия. Существуют центральное, приморское, глубинное и соседское ЭГП. Глубинное ЭГП оказывает неблагоприятное влияние на экономическое развитие территории, соседское положение зависит от взаимоотношений пограничных государств. Центральное и приморское положение положительно воздействуют на экономическое развитие стран.
  3. Природно-ресурсный фактор актуален для отраслей добывающей промышленности, где из-за истощённости разведанных месторождений виден сдвиг в труднодоступные районы нового освоения.
  4. Транспортный фактор до эпохи НТР имел самое решающее значение для размещения хозяйства, но опережающее развитие транспорта сократило разрыв между производителями и потребителями товаров и услуг.
  5. Трудовые ресурсы – с одной стороны, наличие «дешёвой» рабочей силы перетягивает производство в другие страны, с другой – недостача рабочих рук привлекает трудовые ресурсы из других стран, т.к. есть спрос на высококвалифицированных сотрудников.
  6. Территориальная концентрация даёт положительный экономический эффект от увеличения масштабов производства и удешевления продукции в агломерациях, но ухудшает экологическую обстановку.

Новые факторы

  1. Наукоёмкость концентрирует передовые технологии, что ведёт к образованию городов науки – технопарков и технополисов.
  2. Экологический. Ухудшение окружающей среды как следствие гиперконцентрации «грязных производств» вызвало необходимость их сокращения, выноса из урбанизированных зон или перепрофилизации.

Размещение отраслей промышленности также связано с типом экономики стран мира. Из курса географии России мы знаем, что промышленность состоит из отраслей производственной и непроизводственной сферы. Отрасли непроизводственной сферы тяготеют к экономически развитым странам (Япония, США, Германия). Отрасли производственной сферы, в свою очередь, подразделяются на добывающие, которые размещаются в основном в развивающихся странах Африки, Латинской Америки, и обрабатывающие, которые исторически сложились в развитых странах и до сих пор занимают там значительную долю ВВП.