Найти тему
PGpage

Квантовое бессмертие и как сон его опровергает.

Существует эксперимент, первоначально опубликованный в 1980-х годах Хансом Моравеком, а затем развитый Максом Тегмарком. Он называется "Квантовое самоубийство" и предполагает путь к бессмертию.
Рассмотрим знаменитого
кота шрёдингера в коробке. Теперь представьте, что не кот в коробке, а вы. Вы находитесь в коробке. Рядом с коробкой есть кнопка, нажатие которой с вероятностью 50%, убьет вас. Предположим, что кнопка будет нажата более одного раза. Допустим 100 раз.
Вероятность того, что вы останетесь живы после этого, равна 1∕2^100. Очень маловероятно, что вы еще живы. И, конечно, вы должны быть мертвы, если верна копенгагенская интерпретация квантовой механики. Существует одна вселенная, и это вселенная, в которой у вас есть такой же шанс остаться в живых, как шанс выиграть четыре лотереи подряд.
Существует и другая интерпретация квантовой механики: Множество миров. В этой интерпретации вся вселенная удваивает себя при каждом выборе. Вы мертвы в одной вселенной и живы в другой. Если после 100 итераций эксперимента вы обнаружите, что живы, вы можете быть уверены, что интерпретация Множества Миров верна. (Насколько? Представьте себе, что вы подбрасываете монету сто раз, и каждый раз она выпадает решка. Вы были бы так же уверены в том, что монета необъективна или имеет две стороны).
Конечно, в этом и заключается смысл мысленного эксперимента. Однако вы не сможете убедить в этом никого другого. Наблюдатель всегда сочтет более вероятным, что с экспериментом что-то не так, и попросит еще несколько попыток, одна из которых, возможно, убьет вас. (Помните, что для наблюдателя каждая попытка действительно имеет 50-процентный шанс убить вас; повторите попытку десять раз, и у вас останется шанс менее одного процента на выживание). Но что бы вы восприняли? В каждой ветви вселенной, в конце концов, есть только один вы (даже если ваш наблюдатель был продублирован), поскольку другой из вас будет мертв. Продолжится ли ваша жизнь в этой вселенной? Неважно, пройдете ли вы через 100 раз или миллион, вы каждый раз будете приходить к выводу, что это довольно экстремальный пример предвзятого отношения к выживанию.
Но тогда, продолжает теория, разве это не должно быть применимо и вне коробки? Наступит момент, когда произойдет достаточное повреждение клеток, и ваш мозг больше не сможет поддерживать ваше сознание. Однако в одной вселенной единица распада произойдет, а в другой - нет. В одной вселенной вы будете мертвы, в другой вы будете продолжать жить еще одно мгновение, снова и снова. Ваше выживание может казаться все менее и менее вероятным, но пока существует бесконечно малый шанс продлить его еще на одно мгновение, вы будете продолжать. Субъективно вы бессмертны. Это и есть квантовое бессмертие.
И все же вы бессмертны ужасным образом. Гулливер в своих путешествиях встречает лугнаггов. Время от времени у них появляется красное кольцо на лбу, и это большая печаль. Их называют Струльдбругами, они бессмертны, но все равно стареют. Они стареют вечно.
Кто-то может сказать: так почему же мы не видим 1000-летних, 10 000-летних людей? Мы не увидим; подавляющее большинство вселенных не содержит их. Мы говорим о крошечном отрезке пространства между фантастически маловероятным и невозможным. Каждый из нас мог бы быть Струльдбругом, и если бы это было так, то мы были бы единственными во всей нашей вселенной.
Эта идея - к счастью? - подверглась нападкам. Если гипотеза множества миров неверна (а трудно придумать менее простую теорию), то квантовое бессмертие невозможно. Даже если она верна, смерть - это не единичное событие, которого можно избежать, это путь, который становится все более узким.
Я хочу привести еще одно возражение. Что, действительно, такого особенного в смерти? Представьте себе такую же коробку, внутри которой находится механизм, он не убивает вас, а просто вырубает. Подумайте о своем сознании. В одной вселенной вас вырубили - ваше сознание временно исчезло, у вас нет субъективного опыта - но в другой вселенной вас не вырубили, ваше сознание существует. Если ваш субъективный опыт перепрыгивает во вселенную, где он все еще существует при разрушении мозга, лежащего в его основе, то чем отличается ситуация, когда мозг, лежащий в основе, стал неощутимым? Он должен совершить такой же прыжок.
Наблюдатель увидел бы, как вы быстро теряете сознание; но вы, с вашей точки зрения, вы остаетесь в сознании, ваша субъективная жизнь продолжается каждый раз во вселенной, где она существует.
Это эксперимент, который можно было бы провести. Однако только субъект эксперимента может получить какие-либо знания.
Мы могли бы попытаться вынести этот аргумент из коробки в мир и правдоподобно сказать, что если мы субъективно бессмертны в смысле Множества Миров, Квантового Самоубийства, то мы будем жить вечно. В каждый момент, когда вы можете потерять сознание, есть шанс, что вы останетесь в сознании. В этот момент создаются две вселенные, и чтобы соответствовать тезису о квантовом бессмертии, вы должны продолжать существовать в той вселенной, в которой существует ваше сознание. Это верно и для следующего момента, и для последующих. Та же логика, которая говорит, что мы субъективно бессмертны, что каждый из нас должен быть той версией нас, которая никогда не теряла сознания. Таким образом, если вы проснулись сегодня утром, вы опровергли Квантовое бессмертие.