В СССР существовало негласное правило: как только население города переваливает за 1 миллион жителей, значит пора начинать стройку подземки. Сегодня в РФ 15 миллионников, и всего лишь в 7 есть метро.
В России метро есть в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург и Казань. В Волгограде - скоростной трамвай. Остальным же городам с численностью населения более миллиона, а тем более другим с меньшим числом жителей даже не стоит мечтать о метро.
На самом деле оно и правильно, ведь современные системы планирования города позволяют эффективно вывозить население, используя наземные виды транспорта с качественным подвижным составом.
Оказывается в мире есть множество городов, где значительно менее миллиона жителей, но при этом есть метро. В данной статье рассмотрим эти города, историю появления в них метро, а в конце сделаем некоторые выводы.
8. Бильбао (Испания)
Население: 350,1 тыс. чел.
Дата открытия метро: 11 ноября 1995 года
Число линий: 2+1
Количество станций: 41+7
Длина сети: 43,5 км
Метрополитен Бильбао можно назвать образцовым видом городского транспорта. При его строительстве были учтены все наработки метростроения, ведь он построен относительно недавно в 1995 году. По оценкам экспертов, метро ежедневно выводит из обращения около 100 000 автомобилей, ведь 53% перемещений жители Бильбао совершают на метро.
Одним из составляющих успеха этого проекта стало, то что метро было спроектировано под руководством английского архитектора Нормана Фостера. Для его строительства использовались практичные материалы: бетон, сталь, стекло. Получилось очень стильно и долговечно!
В городе 3 линии. Маршруты линий имеют формы «Y» (1ая и 2ая) и «V» (3ая). Линии 1 и 2 проходят вдоль берегов реки Нервьон и затем объединяются. Линия 3, открытая в апреле 2017 года, в будущем соединит город Бильбао с одноимённым аэропортом.
Колея имеет ширину 1 метр. Среднее расстояние между станциями – около 1 километра. В метро работает 46 составов, которые состоят из 5 вагонов и имеют длину 90 метров. Каждый состав вмещает 718 пассажиров.
7. Катания (Италия)
Население: 315,5 тыс. чел.
Дата открытия метро: 27 июня 1999 года
Число линий: 1
Количество станций: 11
Длина сети: 8,8км
Строительство метрополитена в Катании началось в середине 1990-х годов. 27 июня 1999 года участок от станции «Borgo» до станции «Porto», длиной 8,8 км и станций, был торжественно открыт, став пятым метрополитеном в Италии. Большая часть станций подземные, мелкого заложения. На сегодняшний день метрополитен развивается нестабильно.
В декабре 2016 года были открыты станции «Джованни XXIII» и «Стезикоро», при этом станции Стацьоне ФС и Порто были закрыты. Также есть планы по постройке ещё 4 станций. В конце 2021 должна открыться станция «Цибали».
6. Ньюкасл (Великобритания)
Население: 281,8 тыс. чел.
Дата открытия метро: 11 августа 1980 год
Число линий: 2
Количество станций: 60 (подземных - 9)
Длина сети: 77,7км
Обслуживает графство Тайн и Уир со столицей Ньюкасл. Включает около 45 км переоборудованных линий железной дороги, открытой еще в 1839. Действуя в центре Ньюкасла как полноценное метро, на окраинах имеет пересечения с автомобильными дорогами и на одном участке использует одни пути с пригородными поездами. Такое в нашем понимании совершенно не характерно для метро, но у них так называется!
Одной из особенностей системы является маршрут желтой линии, включающий большую петлю. Благодаря этому Tyne-and-Wear Metro является одной из двух (другая — в Ванкувере) существующих в мире систем метро, в которых поезд, следуя по одному маршруту, дважды проходит одну и ту же станцию "Монумент". В метро Ньюкасла также существует традиция вывешивать объявления с поименным списком пассажиров, пойманных без билета, и суммами уплаченных ими штрафов.
5. Лилль (Франция)
Население: 232 тыс. чел.
Дата открытия метро: 23 апреля 1983 год
Число линий: 2
Количество станций: 62 (подземных - 52)
Длина сети: 45км
В метрополитене 2 линии. Линия 1 на схемах окрашена в жёлтый, линия 2 — в красный цвет. Линия 1 имеет длину 13,5 км, из которых 8,5 км — подземный участок. На ней 18 станций. Линия 2 имеет длину 32 км, на ней 44 станции. Между линиями две пересадки, одна из них — Гар Лилль Фландрез — кросплатформенная.
Используются двухвагонные поезда общей длиной 26 м. Длины платформ на первой линии рассчитаны на один поезд, на второй линии — сразу на два поезда (52 м). Каждый поезд максимально вмещает 156 человек. Минимальный возможный интервал между поездами составляет 60 секунд. В обычное время интервалы 1,5 — 4 минуты, ранним утром и поздним вечером увеличиваются до 6 — 8 минут.
4. Ренн (Франция)
Население: 215,3 тыс. чел.
Дата открытия метро: 15 марта 2002 год
Число линий: 2 (1 строится)
Количество станций: 30 (15 строятся)
Длина сети: 9,4км
Реннское метро основано на технологии компании Siemens VAL и является полностью автоматическим, без машинистов. На всех станциях установлены платформенные раздвижные двери. Во Франции аналогично устроены метрополитены, как раз Лилля и Тулузы.
Единственная пока линия насчитывает 12 подземных и 3 наземные станции. Метрополитен полностью на шинном ходу. Рельсовых путей нет. Все подземные станции построены открытым способом кроме станции Republique которая залегает под руслом реки. Все станции с боковыми платформами и полностью стеклянным горизонтальным лифтом. Подвижной состав образован поездами Siemens VAL 208. Поезда состоят их двух вагонов на шинном ходу. Движение полностью автоматизировано — машинистов в поездах нет. За работой всего метрополитена следят всего 4 оператора.
3. Брешиа (Италия)
Население: 185,1 тыс. чел.
Дата открытия метро: 2 марта 2013 года
Число линий: 1
Количество станций: 17
Длина сети: 13,7км
Первая линия 13,7 км в длину с 17 станциями от станции «Буффалора» до «Преальпино». Она связывает северную часть города с юго-восточной, пересекая исторический центр.
После около 20 лет проектов, дискуссий, полемики и референдума, в 2003 году был заключён контракт на сумму 575 млн евро с консорциумом Ansaldo STS. Работы по строительству были начаты в январе 2004 года, однако, археологические находки привели к задержкам и перепланировке станций. Первая линия открыта в 2013 году.
Поезда без машиниста фирмы Hitachi Rail Italy аналогичны поездам, используемым в Копенгагенском метрополитене. Максимальная скорость подвижного состава — 80 км/ч. Вместимость поездов — до 300 человек.
2. Брюссель (Бельгия)
Население: 198,6 тыс. чел.
Дата открытия метро: 20 сентября 1976 года
Число линий: 4
Количество станций: 59 (подземных — 52)
Длина сети: 39,9км
Система линий метрополитена в столице Бельгии Брюсселе - это единственный полноценный метрополитен Бельгии. Среднее расстояние между станциями примерно 650 метров.
Сеть Брюссельского метро после реструктуризации в апреле 2009 года состоит из четырёх линий:
- Линия 1 - от западной части центра города на восток.
- Линия 2 - кольцо в центре города.
- Линия 5 - от юго-западных окраин через центр (по маршруту линии 1) и далее на юго-восток.
- Линия 6 - по кольцу в центре города (полностью включает маршрут линии 2) и далее на северо-запад.
Номера 3, 4 и 7 принадлежат линиям трамваев, которые включают в себя подземные участки "преметро", построенные в 1970-е - 1990-е годы, но не трансформированные в полноценный метрополитен.
1. Лозанна (Швейцария)
Население: 138,6 тыс. чел.
Дата открытия метро: 1991 год
Число линий: 2
Количество станций: 15+14
Длина сети: 7,8км+ 5,9км
Один из видов общественного транспорта Лозанны, единственный метрополитен Швейцарии. Эксплуатируется организацией TL, которая также эксплуатирует троллейбусы и автобусы в Лозанне, поэтому тарифы метрополитена унифицированы с остальными видами городского транспорта; турникеты отсутствуют.
Линию М1 называют лёгким метро, а линия M2 является автоматизированной линией метрополитена типа VAL. После открытия линии M2 осенью 2008 г. Лозанна является самым маленьким городом в мире с полноценным метрополитеном.
Выводы:
Все указанные города, оказались европейскими, они достаточно старинные, очень плотно населенные, что повышает эффективность данных средств мобильности. Часто снаружи просто не куда воткнуть дополнительного наземного транспорта, не повредив историческую застройку. В целом же все стараются сделать максимально экономичную систему для этого используются специальные вагоны. Ну и надо признать, что в некоторых городах из данного списка - строительство метро было ошибкой, поэтому толком развития нет, где-то идёт закрытие станций.
ТАКЖЕ НА КАНАЛЕ:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ПОДПИСКУ 😊 НА КАНАЛ И ЛАЙКИ 👍 ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНА ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ КАНАЛА О ГОРОДАХ И УДОБНОЙ ЖИЗНИ