Жизнь внутризаводского транспорта, работающего на закрытых территориях, обычно очень долгая: одна и та же машина может верой и правдой служить и 10, и 20 лет. При этом облик ее может за это время значительно меняться, особенно если "вэзэтэшка" (от "ВЗТ" - "внутризаводской транспорт") построена на базе автомобиля, который прямо на этом заводе и выпускается. Старые кабины и кузова изнашиваются - взамен приспосабливают аналогичные узлы от более свежих машин. Итак, сегодня вашему вниманию - подборка снимков "вэзэтэшек", работавших на Павловском автобусном заводе в течение последних двадцати с лишним лет.
Внутризаводской транспорт на ПАЗе имеет собственные номерные знаки, начинающиеся с символов "ВЗТ" и группы цифр. Самые первые по порядку номера - от ВЗТ 0-01 до ВЗТ 0-04 - закреплены за забавными тягачами, которые таскают тележки с комплектующими между цехами. Построены они были на базе ГАЗелей первого поколения еще в конце 1990-х годов. И будучи еще совсем свежими, выглядели вот так:
Сверхкороткая база этим машинкам нужна для того, чтобы автопоезд мог легко вписываться в очень узкие проезды в цехах, поворачивая на 90 градусов без маневрирования задним ходом. А на следующем снимке 2012 года в рядок расположились сразу три таких тягача:
На фотографии с видом сзади можно заметить, что на "газельках" стоят два типа сцепных устройств: и под прицепы, и под полуприцепы. К началу нового десятилетия все эти тягачи прошли капремонт, сопряженный с перекраской кабин в более нарядные цвета. И теперь они выглядят так:
С некоторых пор компанию им составил еще один новый тягач, построенный на базе ГАЗели второго поколения: его основой стал грузовичок ГАЗ-3302 2005 года выпуска. И, как и остальные собратья, он тоже выкрашен в яркий цвет: на сей раз в зеленый.
Еще один интересный подвид ГАЗелей-"вэзэтэшек" - это бортовые машины стандартной длины, но со значительно укороченной колесной базой. Цель такой переделки всё та же: сделать машину значительно более вертлявой, поскольку стандартная ГАЗель во внутрицеховые проезды не помещается.
Следующая категория пазовских "вэзэтэшек" - специальные транспортеры автобусных кузовов, которые традиционно строились на заводе из шасси грузовых автомобилей ГАЗ. В 1950-е и 1960-е годы для этих целей под переделку использовались грузовики ГАЗ-51А, в 1970-е и 1980-е - грузовики семейства ГАЗ-53, а в 1990-е и 2000-е такие кузововозы строили на основе ГАЗ-3307. Один из самых старых транспортеров этого типа, сохранившийся до сей поры - это ВЗТ 0-73:
Вместе с ВЗТ 0-73 с середины 1990-х годов работал и экземпляр аналогичного кузововоза с номером ВЗТ 0-74. Однако в кадр он попался один-единственный раз в первой половине нулевых:
После 2007 года этот экземпляр больше ни мне, ни коллегам на заводе не попадался: вероятно, был по какой-то причине списан. Зато попадались другие. В частности, у нас есть целый фоторяд по уже промелькнувшему выше экземпляру кузововоза ВЗТ 0-34:
Но самый нарядный из "газонов"-кузововозов имеет номер ВЗТ 0-135. Видимо, относительно недавно он прошел капиталку, в ходе которой получил новую кабину и оперение, покрашенные в ярко-зеленый цвет, новую облицовку радиатора от ГАЗ-33098 с ярославским дизелем и светодиодные передние фонари от новых ПАЗов. Получилась просто конфетка!
Было дело, на заводе работал и транспортер для перевозки кузовов, построенный на базе Volkswagen Transporter. Эта машина носила номер ВЗТ 0-25 и первый раз попала в кадр в 2011 году. Однако ее уже довольно давно не видно. Вероятно, списана.
Говоря о специальных транспортерах на шасси грузовиков ГАЗ-3307, нельзя не вспомнить еще и о ВЗТ 0-17, который использовался на заводе для перевозки тележек с комплектующими изделиями для электросклада сборочного цеха. Заводская газета "Вперед!" написала о его постройке в 2005 году.
Но все-таки самый массовый вид "вэзэтэшек" на ПАЗе - это так называемые контейнеровозы, у которых даже есть собственное обозначение: ПАЗ-3205-30К. В их основе лежит несущее основание кузова автобуса ПАЗ-3205 с его же кабиной, которая может быть как короткой (только для водителя), так и удлиненной, рассчитанной на перевозку нескольких пассажиров. А вместо пассажирского салона у этих машин обустроена грузовая платформа для перевозки по цехам контейнеров с комплектующими или длинномеров. Первые машины такого типа на заводе построили еще в первой половине 1990-х, а затем долгое время поддерживали их на ходу, периодически проводя им капремонт с заменой "кузовщины". Ниже - фотогалереи, иллюстрирующие эволюцию нескольких образцов таких контейнеровозов за последнюю четверть века:
Ниже - галерея еще с парой грузовых "пазиков", которые после списания были заменены в гараже на машины аналогичного назначения, но совсем другой конструкции:
Мне же остается упомянуть про одну самую экзотическую машину из числа пазовских "вэзэтэшек": это грузовик для перевозки длинномеров с номером ВЗТ 0-10, построенный на основе польского заднемоторного автобусного шасси Autosan:
Шасси это было приобретено ПАЗом в середине 1990-х, но осталось невостребованным. На заводе долго искали ему достойное применение, пока не переделали в итоге в транспортер. Отслужив положенный ресурс, Autosan ВЗТ 0-10 несколько лет назад был списан и утилизирован, поэтому сегодня о нем напоминают только эти фотографии.
Использованы фотографии Николая Маркова, Андрея Филиппова, Дениса Дементьева, Сергея Андреева, Олега Чалкова, Владимира Рябова
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА ТЕМУ ВНУТРИЗАВОДСКОГО ТРАНСПОРТА:
- Секретный транспорт автозаводов
- Автомутанты: транспорт, который не встретить на дорогах