Свое изложение я начну издалека и необычно.
Человек воспринимает себя, как событие, феномен жизни, а машина нет, она вне жизни, она «смотрит» на жизнь извне, как наблюдатель. Но как сделать, чтобы машина воспринимала себя, как событие – вот важный вопрос для создателей искусственного интеллекта, но об этом они совсем не задумываются.
В машине, предыдущих и даже нынешних поколений нет понятия бесконечности, поэтому она не может принимать решения. Думать она думает, но думает она строго и четко, не допуская в себя никаких неточностей. В этой среде четкости ей нет надобности в принятии решения от самой себя. А вот человек думает нечетко, то есть допускает возможность одновременного да и нет ответов на поставленный вопрос. Так Лютфи Заде и создал свою Теорию нечетких множеств. В этой среде бесконечной нечеткости человек обязан принимать решение. Человек настолько привык нечетко думать благодаря повседневной жизни, что для него, например, парковка машины – это пустяк, хотя для ЭВМ – это решение сложного дифференциального уравнения. А все почему? Потому что в человеческом разуме есть понимание бесконечности. В данном примере парковки машины – это бесконечное множество всех «чуть левее, чуть правее, чуть прямо, чуть назад» конструкций. Это и понятно. Все это делает человека более умным, чем машина, хотя вычисляет и решает машина гораздо быстрее, чем человек. Просто у машины нет концепции бесконечности, она в ней не заложена. Бесконечное, одновременные между да и нет варианты, дадут ей бесценный опыт в обучении принятия решения, но пока она учиться на конечном числе вариантов строгих да и нет ответов. Действительно, ЭВМ сегодняшнего дня учатся, поэтому появился термин у программистов «машинное обучение». Отметим, что учится такая машина пока в конечном мире только «да» и «нет» ответов. Весь мир человека, состоящий из масс и электрических зарядов, машина воспринимает через две цифры 0 и 1. Можно, конечно бесконечно чередовать эти 0 и 1, шифруя мир человека, но будет ли она думать при этом и принимать решения сама? Конечно, нет. Эти бесконечные 0 и 1 не дадут машине понятие бесконечности в метрическом плане, то есть может ли она, машина, как человек подумать, что Вселенная бесконечно протяженная. То есть встав на какую-то точку, машина с искусственным интеллектом, может ли она сказать себе, что центр Вселенной находится на бесконечности от меня? Конечно, нет. Как бы в нас не было просто, само-по-себе заложено понятие бесконечности, но оно требует более пристального изучения и ответа на вопрос почему. Почему бесконечность сама-по-себе заложена в нашем понятийном аппарате? Постараюсь объяснить это на простой геометрии.
Прежде, я хотела бы остановиться на том утверждении, которое я хотела бы доказать. А именно, если представить себе Вселенную, как шар, то для человека его радиус Rбесконечен, а для машины нет. Почему? Потому что человек, являясь событием Вселенной, то есть являясь феноменом разумной жизни Вселенной уже приобретает свое умственное восприятие, представление, мышление и сознание. И в этом своем осознании Вселенная для человека приобретает контур бесконечности – ведь бесконечность это из области ума человеческой фантазии.
Поэтому для машины, думающей как человек, тоже нужно стать событием Вселенной и после этого «осознать» бесконечность Вселенной. Осознав метрическую бесконечность, эту самую простую форму из всех бесконечностей, машина сможет понять и другие формы бесконечностей, например, бесконечность в мышлении– эта бесконечность уже не оперирует строгими, четкими «да» или «нет» логическими конструкциями, а оперирует нечеткими между «да» и «нет» конструкциями. Этим отличаются машина и человек. В этом цветном пространстве бесконечных «возможно», в этой нечеткой среде человек должен принимать решения. Для машины же, в его черно-белом мире, с его пусть да же «вероятно», но все равно конечных конструкций, в этой детерминированной или пусть даже в этой случайной среде, машине не дано принимать решение. Думать – она думает, но решение не принимает, она не имеет на это право. Вселенная с ее материальными звездами и планетами, и на этих планетах всякими телами строго детерминирована, не может нарушаться ни один ее закон, все строго подчиняется причинно-следственным законам, но только человек, как будто он посол из другого – не материального, а умственного мира, не подчиняется этому закону детерминированности материального мира. Он сам принимает решение и действует. Также и машина – пока она не станет вещью умственного мира – она останется вещью материального мира.
Итак, машина сама-по-себе должна стать событием и приобрести понятие бесконечности. Она должна из точки наблюдателя В перейти в точку события А. Поясню сказанное на простом примере, на нижеприведенном рисунке.
Точка В – точка наблюдения за событием Вселенной в точке А. С позиции этой точки В радиус Вселенной есть допустим конечная величина R.
AC = b , CA’ = c , BC = a .
Как известно, две пересекающиеся хорды образуют подобные треугольники, поэтому треугольники CA’D и ACBподобны. Отсюда bc= (2R–a)a .
Что же произойдет, если точка наблюдения В будет приближаться к точке А, где происходит событие? Понятно, что само наблюдение становится самим событием, то есть событие приобретает качество наблюдать, а наблюдение качество события во Вселенной, то есть появление события «разумности» или разума, как события. Это и есть и появления разума во Вселенной, то есть человека. При приближении точки A к B, a→0 и R→∞ . Поэтому для человека Вселенная бесконечна.
Зададимся вопросом, может ли быть ситуация, что R=0 и нет Вселенной. Эта ситуация невозможна, так как всегда . Таким Вселенная была, есть и будет. Мы просто можем спросить, когда R → min. Нам надо исследовать уже функцию на производную и на наличие экстремумов. Это исследование дало нам значение R=a, что приводит нас к
к точке D – нет точек наблюдения и нет события В и С. Нет и разума во Вселенной, только точка D. Ничего не напоминает вам? Это - состояние Вселенной до Большого взрыва. Но вот произошло событие – Большой взрыв с появлением радиуса Вселенной. Появление радиуса Вселенной предполагает сразу жеее наблюдаемость. Событийность Большого взрыва и ее наблюдаемость означает только одно – умственное начало или, как у Аристотеля, Перводвигатель Вселенной – Бога. Не будь у этого начала умственной природы, отличной от материальности Вселенной, мы бы задали бы вопрос: «А что двигало само этот материальный Перводвигатель?» и так до бесконечности, так и не находя Перводвигателя. Какая же субстанция во Вселенной может соответствовать этой умственной природе? У Циолковского в его «Космической философии» - это атомы-духи. Вполне, возможно, что сам свет. Ведь свет, поглощаясь или проходя через материю, дает информацию для нашего ума, а интерферируя и дифракцинируя с самим собой, может поведать и рассказать нам и еще о большем.
А теперь возвращаясь к машинам, мы можем сказать, что они, конечно, являясь смарт материей по-своему думают и «беседуют» с нами, но их эти беседы не могут выйти за грани жестко детерминированных причинно–следственных связей внутри своих смарт процессоров. Они не свободны и безжизненны, они просто наблюдатели в точке В. У них есть ум, но нет сердца.
Животные в этом отношении, есть события жизни в точке А, но в них не соединилось наблюдение из точки В, поэтому они не могут смотреть на себя со стороны, анализировать и принимать решения. У них все на уровне инстинктов. В этом отношении они тоже не свободны.
Только человек, будучи живым и умным, являясь свободным, принимает решение и несет за него моральную ответственность. Как говорил Кант, что две вещи для него доказывают Бога - это звездное небо над головой и моральный закон внутри него, которые Кант непосредственно связывает. Звездное небо со строгими движениями звезд и планет – это детерминизм материального мира, а моральный закон во мне, говорит Кант – это моя совесть в моей свободе действий и принятий решений. Каким образом Кант связывал детерминизм материального мира и свободу в принятии решений непосредственно? Только наличием у себя осознанием, умом и мышлением.
Чтобы машина стала думать, как человек надо, чтобы и в ней, первым делом звездное небо над ее процессором стало для нее бесконечным. После этого быть может машина сможет непосредственно связать и свободу в принятии решения.
Это первая часть моего изложения...
В второй части, то есть в следующем посте, я постараюсь ответить на вопрос: "Как это сделать практически, чтобы машина стала думать как человек?"