Все мамы хотят, чтобы их малыш получил лучшее. Заботятся о его развитии — он должен вырасти умным и успешным. Для этого есть несколько простых в выполнении, но очень эффективных приёмов.
1. Разговаривать с малышом ещё до рождения, разговаривать с крохой, когда он не может нам ответить
И уже идёт процесс речевого развития. Малыш всё запоминает. Он ориентирован на эмоциональную сторону общения, отношение к себе взрослого человека, интонацию, голос, жесты.
Когда сыну исполнилось 8 месяцев, я пошла покупать ему подарок. Ребёнок был первый и очень долгожданный, я каждый месяц отмечала как день рождения и дарила ему подарки. И вот очередная дата, выбираю подарок, и взгляд привлекла азбука. Она была «говорящая».
— Сколько лет ребёнку? — спросила продавец.
— Восемь месяцев, — честно ответила я.
Мне пришлось выслушать целую нотацию в свой адрес с предложением купить набор погремушек, которые, по мнению опытной женщины, больше подойдут в этом возрасте.
Такие продавцы не редкость в магазинах, а особенно на рынках. Да и не только продавцы. Многие люди считают себя в праве указывать другим, что делать, что покупать и ещё много чего. Спорить с ними бесполезно, переубедить невозможно. Проще оставить наедине с их «правильным» мнением. Думаю, каждый из вас, дорогие читатели, с такими всезнайками сталкивался.
Поэтому я вежливо с ней попрощалась, и купила азбуку у другого продавца, благо у нас много детских магазинов.
Ребёнку нужно было нажимать на кнопки, а азбука называла буквы. Сыну очень нравилась эта игра, и он подолгу жал на кнопки. Где-то через месяц мы перешли на другой режим, уже азбука называла букву, которую нужно было найти. Когда находил правильно, она громко хвалила: МОЛОДЕЦ! Сын был в восторге.
Итог: к девяти месяцам он знал азбуку. Это была не самоцель, я не кинулась на радостях учить его читать и писать. Нет. Мы просто периодически повторяли буквы, чтобы не забыть, а читать его я стала учить гораздо позже. Целью было развитие памяти. Он же запоминал место нахождения буквы, зрительного внимания, мышления и даже мелкой моторики, ведь он нажимал на кнопки пальчиком, а это тоже важно в развитии.
Я это рассказала к тому, что малышу нравится играть, и лучше с мамой.
2. Позволять ребёнку ползать, не торопиться с хождением
Детский мозг восприимчив к информации и легко обучается. И важно проходить все этапы этого развития.
Если не давать малышу ползать, а сразу посадить в ходунки, можно затормозить развитие речи, общее развитие ребёнка. Ведь это важный этап развития межполушарного взаимодействия, координации движений, крупной моторики…
3. Когда ребёнок учится говорить, читать ему короткие стишки-потешки
Гуление, лепет — начало речи. В это время важны потешки, наши прабабушки без всяких логопедов понимали важность этого процесса и пели детям забавные песенки.
Во время пения взрослый смотрит на ребёнка, улыбается, плюс его ручками, ножками повторяет действия из песенки. Это и эмоциональный контакт и развитие речи, мелкой и крупной моторики, фонематического слуха, музыкального слуха, чувства ритма.
Пойте своим деткам потешки, выполняйте простые движения из текста песенки.
Простые стишки про мишку косолапого или зайку, которого бросила хозяйка. Мы их знали все. Сейчас дети стихов не знают, хорошо, если в саду дают стишок выучить к утреннику. Для детей постарше, которые уже начали разговаривать, очень важно заучивание маленьких стишков для развития памяти.
4. Сказки-повторки — чудодейственное средство
«Репка», «Теремок», «Колобок».
Ребёнок должен держать в памяти одно и тоже предложение, которое постоянно дополняется. Это на самом деле не так легко. Я наблюдала, как в театральном кружке дали подросткам по ролям рассказать теремок. Они сбивались, и к концу стали раздражаться.
Если с раннего возраста просить ребёнка пересказывать такие сказки, то это развивает не только речь, умение пересказывать, но и математические способности. За такие тренировки скажете себе большое спасибо в школе: ребёнку будет легко писать изложения и сочинения.
А потом и секции пойдут успешнее и результативнее. Ребёнок будет готов к восприятию важной информации.
Я тоже многое упускаю, много времени отнимают гаджеты. Принято объяснять это тем, что я работаю.
Но наши мамы тоже работали, при этом успевали и готовить, и с ребёнком поиграть. Потому что интернета не было, а хороший фильм показывали после программы «Время», перед сном. Концерт вообще праздник. Были семейные посиделки вечером. Читали книги или играли в настольные игры.
У нас много соблазнов, по себе знаю. Сядешь фильм поискать, и час только на поиск можно потратить.
Но я уверена, что всё будет меняться к лучшему, должно. Мы снова будем играть всей семьёй в настольные игры, читать сказки вслух и петь потешки. Не пропускайте важных этапов развития ребёнка.
Если вас интересуют методы развития ребёнка, присоединяйтесь к беседам на нашем канале о семейном образовании
Автор: Татьяна Попова, логопед-дефектолог в детском саду, двое детей, оба на СО
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Другие статьи автора:
Современные сады Монтессори упускают суть системы Монтессори
Советы логопеда-дефектолога: в школе всё хорошо, но первокласснику не нравится. Как готовить к школе
Ещё на эту тему:
Обзор увлекательных развивашек для дошкольников