Старообрядцы не едят из чужой посуды, не сидят на чужих стульях, стараются жениться только «на своих» и проч., проч.
Это одна из наиболее замкнутых и потому загадочных групп в рамках Православной Церкви. И во многом тому способствует их строгость, порой даже суровость.
Старообрядцы относятся к православным, но почему-то «отгораживаются» от них, называя их нововерными (не путать с «неверными»); не ходят в православные храмы, хотя религия одна и та же.
Иногда их обычаи кажутся необычными даже для самых дисциплинированных прихожан традиционных православных храмов.
Давайте рассмотрим несколько примеров таких необычных отличий старообрядцев от остальных православных.
Пишу не «на глазок»: многие мои родственники и знакомые – как раз из старообрядцев.
Поэтому я тут опираюсь не только на статьи официальных религиозных сайтов, но и на опыт людей, которых видела сама.
1. Отличия собственно в религии у старообрядцев и нововерных незначительны, но старообрядцы тщательно блюдут свою замкнутость… хотя далеко не каждый может ответить, в чем именно разница, кроме как во внешних обрядах.
В частности, эта разница – в том, как:
- креститься – 2 или 3 перстами;
- совершать хождение при молитвах – навстречу солнцу или «посолонь»;
- правильно использовать крест – только 8-конечный или также 4-конечный;
- рисовать иконы – только в старом стиле или также в новом;
- читать некоторые молитвы, например «Символ веры», и даже отдельные слова;
- и др.
В целом такие различия незначительные и, скорее, внешние. Это то, что можно назвать не духом, а буквой.
В книгах «В лесах» и «На горах» Павел Мельников-Печерский описывает, как строгие старообрядцы блюдут замкнутость, но никто не может четко сказать, в чем их существенное отличие от нововерных.
2. Старообрядцы не едят из чужой посуды. Причем под чужой посудой понимаются даже ложки-тарелки-и проч. собственных домочадцев. У каждого строгого, последовательного старообрядца – всегда своя посуда.
Большинство из них так поступают, не зная корней традиции. (Впрочем, это общая черта многих верующих разных религий. Так, не все женщины Востока понимают, зачем они носят чадры и хиджабы. Просто традиция – и всё тут.)
И лишь немногие старообрядцы вспоминают, например, слова Преподобного Иосифа Волоцкого о том, что нельзя объединяться с «безбожными еретицеми» «ни в ядении, ни в питии, ни в дружбе, ни в любви».
Считается, что через чужую посуду можно «ocквepнитьcя».
Но если такому человеку случится куда-то съездить или он вдруг попадет в больницу? Что же – голодать? Нет, приобретать новую посуду, из которой еще никто не ел.
3. Старообрядцы издревле не мoются в бaнях, где моются дpyгие. Причем это правило касается не только иноверных, но и старообрядцев других толков. Допустим, кержак не пoйдет в бaню, где моются беспоповцы.
Логика – та же, что с посудой.
4. И вновь по той же логике многие старообрядцы не садятся на чужие стулья, лавки и т. п.
Впрочем, сегодня это правило чаще соблюдается в деревнях; в городах же сложно везде носить с собой персональный стул…
5. Старообрядцы не участвуют в общих торжествах своего населенного пункта, не ходят в кафе и pecтopaны. Ведь там и общие стулья, и общая посуда…
Правда, это опять же больше касается сельских жителей, а горожане, особенно молодые, всё чаще от данного ограничения отступают.
6. Надо ли уж говорить о том, что никаких сайтов в Интернете у старообрядцев нет. Исключения крайне редки.
7. Они твердо считают, что выпuвaть и кypuть – бoльшoй гpex. И вот этот пункт касается жителей любых населенных пунктов, всех возрастов и обоих полов.
Если кто-то «очень современный» от данного правила отступает, то остальные старообрядцы признают его вeликим гpeшником.
8. Старообрядцы стараются создавать семьи только с представителями своего толка. И, увы, из-за этого нередко бывает, что, пожив вместе год-другой, молодые разбегаются. Поженили их мамы да бабушки, а жить-то им приходится самим…
При этом официально старообрядцы стараются не разводиться. Отсюда и разные проблемы, например с выплатой алиментов.
9. Одним из достоинств старообрядцев считается трудолюбие, поэтому издревле многие из них богаты и одновременно щедры. Именно из этого религиозного направления вышли такие известные на всю Россию богачи-меценаты, как Рябушинские, Морозовы, Гучковы, Ковылины, Прохоровы, Щукины, Солдатёнковы, Кокоревы, Зимины, Сироткины, Бугровы, Ковылины, Кузнецовы, Мальцевы и многие, многие другие.
Причем это только «официальный» список. А сколько старообрядцев, занимавшихся и занимающихся благотворительностью анонимно! Ведь по Библии нельзя хвалиться тем, что совершаешь для кого-то благо.
Так, многие слышали о знаменитом меценате Савве Морозове, но мало кто в курсе, что до сих пор много монастырей по всей земле Русской живет на средства таких тайных благотворителей.
10. Многие старообрядцы считают важным уйти из «большого общества» с его гpexaми, отказавшись от всех благ наподобие пособий и пенсий, словно бы «отряхнуть его пpax с наших ног».
Одним из самых необычных примеров тому стала семья Лыковых, которые одной (!) семьей прожили в глухой сибирской тайге целых 80 лет. И единственная из оставшихся сегодня в живых из этой семьи Агафья Лыкова так и продолжает жить в одиночку в таежной избушке.
Подробнее об этом читайте пост «Почему старообрядцы отказываются от пенсии и живут в скитах в тайге в 3 днях пути от людей?» (с примерами из реальной жизни людей, которых я знаю лично).
Также читайте статью «Почему старообрядцев называют сектой».
#православие #религия #христианство #наука #общество #психология #россия