Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, пламенная гамарджоба, или как вам угодно!
Жил когда-то в Ленинграде (язык не поворачивается назвать город "Питером", потому что наш сегодняшний герой - ленинградец!) замечательный театральный режиссёр - Владимир Воробьев. Именно при нём - по сути, создателе жанра отечественного мюзикла - зритель, спустя годы забытья, снова стал ходить в театр Музкомедии, где Воробьёв творил и священнодействовал пятнадцать лет, создавая наполненные юмором, светом и музыкой спектакли. А ещё в его удивительном и позитивном (кто помнит эти вещи) списке - "Смерть Тарелкина" в БДТ, "Хозяйка гостиницы" в Александринке, "Бумбараш" в Комиссаржевской... А ещё - телепостановка по Сухово-Кобылину "Свадьба Кречинского" с другим изумительным ленинградцем - Виктором Костецким. И ещё - пожалуй, самая лёгкая, романтичная и пронзительная из экранизаций "Острова сокровищ" - с самым, наверное, альтернативным, но и самым опасным Джоном Сильвером в исполнении Олега Борисова.
К сожалению, жизнь отмерила этому необыкновенно одарённому и лёгкому в искусстве художнику только 62 года. Он умер не от инфаркта или гипертонического криза, его убил подлый и отвратительный удар по голове в подъезде собственного дома, нанесённый омерзительнейшей по своей ненужности тварью в человеческом обличье, тоже, наверное, видевшей по телевизору и "Остров сокровищ", и "Табачного капитана", написанного по сценарию Воробьёва. Примерно так же, очень похоже, погиб восемью годами ранее лидер "Зоопарка" Майк Науменко... А до него - в 1984-м в Москве так же сломали жизнь другому коренному ленинградцу - актёру Константину Григорьеву. Все трое - люди абсолютно разные, не знаю, общался ли когда-нибудь Воробьёв с Майком (но уж точно - оба как минимум знали друг о друге), но Григорьев снимался у него в роли капитана Смоллета. И - разумеется, у них точно есть единое, общее: все трое - люди огромнейшего таланта. Судьба...
Но мы сегодня собрались не грустить... а поднять приветственный бокал чего-нибудь лёгкого и искрящегося за "юбиляра" - телефильм, снятый Владимиром Воробьёвым в 1976 году. Да-да, я знаю, конечно, что премьера "Труффальдино из Бергамо" состоялась годом позже, но не будем слишком строги к авторскому "произволу": в конце концов, как пел уже упоминавшийся выше Майк Науменко "так ли это важно, с кем ты провела эту ночь, моя сладкая Эн"...
Комедия дель арте - жанр для рядового неподготовленного русского зрителя специфический, слишком много чуждых нам условностей. Огромная заслуга Воробьёва - в элегантном и лёгком для восприятия переводе "венецианских страстей" на понятный миллионам киноязык под чудесную музыку ещё одного ленинградца - Александра Колкера. Не будет точного попадания - постановка так и останется "вещью не для всех", прочно забытой и вспоминаемой лишь единицами.
"Труффальдино" выстрелил сразу - и сразу "в яблочко", навсегда присоединившись к славной и штучной когорте "фильмов-шампанских", под которые так легко и славно было готовиться к празднованию Нового Года: пока хозяйки священнодействовали на кухне, мужская часть населения СССР, тайком кусочничая, в очередной раз наслаждалась "Иронией судьбы", "Соломенной шляпкой", "Небесными ласточками", "Дуэньей", "Здравствуйте. я ваша тётя", не брезгуя в общем-то детскими "Приключениями Буратино" или "Красной шапочкой"... Попасть в этот "клуб" - сложно неимоверно, нужны талант и особое "схождение звёзд", но если всё сходится воедино... Именно так всё сошлось и в "Труффальдино из Бергамо"!
Заняв в большинстве ролей актёров из труппы родного ему театра Музкомедии, Воробьёв не прогадал: представить себе исполнителей, более естественных в близком им по духу жанре, чем тот же Костецкий, Елена Дриадская, Виктор Кривонос или Евгений Тиличеев, почти невозможно, а, "разбавив" их столичными премьерами Райкиным и Гундаревой, режиссёр придал постановке необходимый для эскейпа с Ленинградского ТВ уровень "всесоюзности". Пластика Константина Райкина вкупе с обаянием Натальи Гундаревой окончательно "сделали" фильм, навсегда отныне наполнив нашу жизнь тонким мелодизмом, лукавой иронией и каким-то... лиричным оптимизмом, от которых хочется и улыбаться, и вздыхать и просто... жить. Да, пожалуй, именно так: ЖИТЬ! Свойство, присущее лишь продукту редкому, ручной вдохновенной выделки...
И сегодня, поминая "Труффальдино из Бергамо" добрым словом... за то, что он был в моей жизни... за то, что до сих пор мурлычу порой "Я тааа-кой, я Труффальдино из Бергамо!".. за то даже, что услышав как-то вживую лет десять назад дуэт Виктора Кривоноса и Сергея Лейферкуса, почувствовал вдруг, что предательски защипало в носу (а пели они "Над Россией небо синее")... Так вот, за всё за это - мой тост! И не сомневаюсь: детище Воробьёва переживёт с лёгкостью и пятьдесят, и шестьдесят лет... и косясь, будут "постораниваться" и "давать ему дорогу" на телеэкране бездарные современные киноподелки и прочие... "экзерсисы". Потому что в неизменном споре "вечного" и "дурного" побеждает таки первое!
P.S. Жизнь устроена очень рационально и справедливо. Если что-то убыло... Так и с Владимиром Воробьёвым: его давно нет, но место Мастера в искусстве заняли дети - замечательные питерские кино- и театральные актёры Константин Воробьёв...
... и Дмитрий Воробьёв, ныне служащий в БДТ
Но и это ещё не всё! Это прелестное создание - внучка Владимира Воробьёва Полина. И она - тоже актриса...
И, разумеется, Воробьёв оставил после себя наследие культурное: свои фильмы, спектакли (некоторые из них можно найти в Сети, некоторые... просто сохранились в памяти многих ленинградцев) и послевкусие "праздника, который всегда с тобой". Ровно как в случае с "Труффальдино из Бергамо"
С признательностью за прочтение, не вздумайте болеть и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Предыдущие статьи цикла "Пропущенные юбилеи или "Даавнооо это быыло...", а также краткий гид по каналу "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ