Найти тему

Ногти в беляшах

Пока «Ночной дозор» выводил российскую фантастику из гетто, его шальное отражение – «Ночной смотрящий» Олега Дивова – озадачивал нехарактерной для жанра лютостью.

Выход фильма «Ночной дозор» был знаменателен тем, что русская фантастика стала объектом пристального внимания людей со стороны. Много лет этот сектор современной литературы был «вещью в себе»: свои авторы, свои критики, свои премии, свои читатели. После успеха фильма этому натуральному хозяйству вряд ли удастся отсидеться за забором.

Вопрос в том, что же смогут предъявить миру вышедшие на свет затворники.

Вот опубликован роман Олега Дивова «Ночной смотрящий». Тираж совпал с шумной премьерой «Ночного дозора», чем обрек книгу на сравнение с романом Лукьяненко. Поводов достаточно: и там и там действие происходит здесь и сейчас, рядом с людьми живут вампиры и оборотни, с которыми бьются насмерть специально созданные тайные службы. Всего и разницы, что у одного – Москва, у другого – глубинка, да в «Дозоре» спецслужба укомплектована магами, а в «Смотрящем» — ментами и гэбэшниками, имеющими к «ночным» личные счеты.

-2

Упрекать автора в эпигонстве нелепо. В неофициальной табели о рангах фантастов он в той же самой высшей лиге, что и Лукьяненко. Кроме того, Олег Дивов – один из немногих авторов-фантастов, претендующий на оценку не только по цеховым, но и общелитературным меркам: не случайно он оказался едва ли не единственным коммерчески успешным фантастом, от которого не шарахаются толстые журналы (недавно в «Знамени» был напечатан его рассказ «Запомним Таню мертвой»). Да и писать «Смотрящего» он начал четыре года назад, когда о съемках фильма не было и речи.

-3

И в итоге сложилась забавная ситуация.

Режиссер Тимур Бекмамбетов, верный адепт мэтра трэша Роджера Кормана, сотворил из подростково-романтичного романа Лукьяненко ироничную жуть. Олег Дивов проделал ту же операцию, только не в кино, а в книге; «Ночной смотрящий» обладает всеми атрибутами классического палп-фикшн.

-4

И перенасыщенностью матом, который издатели сперва трудолюбиво разбавляли точками, но ближе к середине плюнули на это дело, не снеся объема работы. И висельным юмором – сержант милиции принимает охотившегося на него вампира за назойливого гомосексуалиста, и спасает служаку лишь встреча с «посвященным» коллегой, который со словами «Пидараса – раком!!!» отрубает голову кровососа топором. И обилием тошнотворных сцен вроде анального изнасилования находящейся в коме после группового секса вампирши. И непременной кровавой вакханалией в финале, где кровь льют ведрами, отгрызают головы, топят калек в цементе и вообще обильно веселятся.

Похоже, Дивов сознательно делал антитезу пресветлой романтике лукьяненковских «Дозоров», намереваясь продемонстрировать всем, какой кровью и грязью обернулась бы реальная война с вампирами.

-5

Вот только маньяк оказался не сексуальным. Суть трэша не в эпатажности, а в осознанном занижении уровня. Но наличие этого уровня подразумевается по умолчанию, иначе трэш оборачивается пионерской страшилкой про ногти в беляшах.

«Ночной смотрящий» лишь подтвердил, что самая большая проблема нашей фантастики – прыщи и плохой характер. Так случилось, что взрослых читателей разобрали детективщики: женщин – Донцова & Co, мужчин – производители «Антикиллеров» и «Братвы». А фантастика в итоге заняла вакантную нишу подростковой литературы, ублажая молодых сограждан отважными рыцарями, таинственными магами и бравыми звездолетчиками. От времен братьев Стругацких остались лишь претензии быть чем-то большим, нежели просто развлекательной литературой. Увы, затворничество подразумевает вырождение, а бытие определяет сознание. Поэтому по-настоящему взрослые писатели образовали свой внутрифантастический малотиражный артхаус, сохраняемый «для престижа», а в книгах тиражных авторов философские глубины осознанно или нет, но адаптированы под целевую аудиторию «юношей, обдумывающих житье».

-6

Наверное, «тиражный» Олег Дивов действительно хотел уйти от благостного эскапизма жанра, выплеснуть всю скопившуюся деструктивность и выдать «грязный» текст. Но «оттянуться не по-детски» не получилось, получилось «сидим как взрослые» — на радость беспокойным тинам. Поверить в реальность жестоковыйного фатума, катком подминающего человечьи судьбы, мешают постоянно вылезающие уши позерства, и грубоватый эпатаж вызывает не шок, а недоумение.

Что ж, как известно, «строчки с кровью убивают» лишь когда «кончается искусство, и дышат почва и судьба». Хотя часто именно с попыток сыграть во взрослую игру начинается взросление. Хотелось бы.

-7

Олег Дивов. «Ночной смотрящий». ЭКСМО, 2004.

Из цикла "Старые рецензии на старые книги", написано 8 июля 2004 г.

____________

Мои книги читайте здесь - https://author.today/u/id86412741/works. Они хорошие, можете проверить.