Космическая гонка двадцатого столетия велась между двумя участниками - СССР и США и была во многом обусловлена соревнованием двух политических систем. Во многом, но не во всем - как я уже писал выше, мощная страна, относящая себя к сверхдержавам просто вынуждена подтверждать свой статус во всех возможных областях. Именно поэтому любая страна, хоть на что-то претендующая в наше время просто обязана делать что-то в космосе, иметь собственную космическую программу. А уж если страна всерьез претендует на статус сверхдержавы…
В последнее время такой статус все чаще приписывают Китайской Народной Республике. Это связано с ее стремительным экономическим развитием - по очень многим показателям они США догоняют и даже уже догнали. Такой рост не может не привести к соответствующему росту государственных амбиций. К тому же необходимо помнить, что, несмотря на то, что Китай всех своих успехов достиг благодаря царившему последние тридцать лет миропорядку, у него есть собственные идеи по его направлению его дальнейшего развития и эти идеи далеко не во всем совпадают с идеями тех, кто этот порядок установил. Это пока достаточно далеко от того, что называется соревнованием двух систем, но основания для жесткой конкуренции в том числе в сфере космических исследований - более, чем достаточно.
По сути, несмотря на то, что космосом Китай начал заниматься в 50-е, а первый спутник на орбиту запустил в 1970, что называется «большая космическая программа» Китая началась только в начале 90-х - когда у страны появились первые экономические успехи. Причем ввиду того, что его сотрудничество в этой области с США и Европой очень затруднено санкциями (наложенными после событий на площади Тяньаньмынь), Китай попытался воспользоваться опытом менее разборчивых в этом отношении стран, а также максимально интенсифицировал собственные исследования в этой области.
Доля «чужого опыта» в текущих космических успехах Китая - предмет довольно оживленных споров. Мнения разняться - на одном полюсе те, кто считает, что Китай не создал ничего нового и только лишь «слизал» все доступное (в частности, украинские двигатели, пилотируемый «Союз» и т.д. и т.п.), на другом же те, кто считает, что наш восточный друг всего добился исключительно собственными усилиями.
Истина, как водится, где-то посередине. Нет сомнения в том, что чужой опыт Китаем воспринимался и что чужой опыт Китаю помог. Но опираясь только и исключительно на него невозможно сделать то, чего КНР достигла на сегодняшний день. На сегодняшний день у них есть полная линейка собственных носителей - среди которых есть использующие топливную пару водород-кислород, а эти технологии ни Украина, ни Россия передать Китаю не могли. Они сами делают спутники, причем не только для себя, но и на заказ, имеет собственную глобальную систему спутниковой навигации, собственный пилотируемый корабль и орбитальную станцию, собственный луноход и с этого года - собственный марсоход. Если же присовокупить к этому активную работу в области космопланов и возвращаемых ракетных ступеней, а также развитие частной космонавтики, то стоит признать - Китай в настоящее время представлен во всех актуальных областях космических разработок. В отличие, между прочим, от России, которая исследовать Луну и Марс только собирается.
Конечно, Китай сейчас в основном повторяет то, что до него уже сделали США и СССР. Ну. А что же вы хотите - трудно в этом смысле придумать что-то совсем уж новое. Сперва к Луне, потом к Юпитеру, делать наоборот было бы немного странно.
Но и в этих условиях Китай старается хоть что-то сделать так, чтобы застолбить за собой хоть небольшой, но приоритет. Посадка на обратной стороне Луны - как ново, не правда ли? Против логики государственных амбиций не попрешь.
Что дальше, сможет ли Китай стать реальным участником космической гонки? Реальным - это значит, насколько велика вероятность того, что он возьмет следующий Большой Приз?
Кстати, вопрос о том, что будет являться следующим большим призом остается предметом дискуссий. Пилотируемая высадка на Марс? Создание обитаемой лунной базы? Посещение астероида?
Чисто технически все эти задачи в принципе решаемы и на нынешнем уровне развития космических технологий. Вопрос тут в средствах и упорстве в достижении цели. Средств на данный момент в Китае хватает, упорства им тоже не занимать, так что хотя бы попробовать они смогут. Получится или нет - бог весть, посмотрим.
Что касается остальных потенциальных участников космической гонки - тут чего-то конкретного не просматривается. Игроки, обладающие соответствующим техническим и научным потенциалом есть - в первую очередь это Европа, Индия и Япония. Но их собственные космические программы на данный момент не продвинулись настолько далеко, чтобы всерьез ставить вопрос о взятии ими Большого Приза. Ближе всего к этому статусу, вероятно, Индия - она единственная из этого ряда заявила о наличии собственной пилотируемой программы. Но до той поры, пока в космосе не побывает первый индийский космонавт - на индийском корабле, в индийском скафандре, запущенный с индийской территории на индийской ракете - и, главное, пока он оттуда не вернется в целости и сохранности, говорить о полноценном вступлении Индии в гонку нельзя.