В связи с недавно прошедшим днем туризма хотелось бы еще затронуть тему путешествий на Дальний Восток. Тема сама по себе не могла бы стоить особого внимания, если бы не большие надежды, возлагаемые на туротрасль в деле развития этого отдаленного региона нашей Родины.
По случаю этого самого дня туризма ряд регионов подвел промежуточные итоги сезона: ну, посчитал, сколько человек посетили регион, какие достопримечательности пользовались спросом, а также отчитался о развитии программ в сфере, как сейчас модно говорить, гостеприимства. Мне в первую очередь были интересны одни из самых отдаленных регионов Дальнего Востока – Камчатка и Чукотка.
Камчатский край, сделавший с приходом нового губернатора серьезную ставку на туризм, рассказал о тысячах путешественников, посетивших Кроноцкий заповедник, включая Долину гейзеров. Сам вопрос увеличения турпотока в Долину гейзеров стал общеизвестным благодаря поручениям президента РФ Владимира Путина и высказываний вице-премьера Дмитрия Чернышенко, который сначала заявил, что, дескать, туристы «все вытопчут», а потом полетел непосредственно на Камчатку оценивать обстановку. Уже заявлены некие проекты туристического характера, которые сделают посещение региона доступнее и для местных жителей, и для приезжих.
Тут главный вопрос – удастся ли действительно властям региона сделать его по-настоящему доступным, учитывая стоимость перелетов как внутри самой Камчатки, так и по маршрутам до самого полуострова из других субъектов РФ.
На Чукотке же отчитались, что турпоток незначительно снизился по сравнению с 2020 годом. Учитывая, что столь отдаленный регион и так не является местом массового притяжения сограждан (об иностранных путешественниках, думаю, нет смысла говорить в связи со всем известными событиями). Это, напомню, в основном обусловлено высокой стоимостью посещения, проживания там, а также очень высокой стоимостью посещения различных природных парков и заповедников. Это, конечно, можно в каком-то смысле понять – регион очень отдаленный, там существует ряд проблем с инфраструктурой, до большого количества населенных пунктов добираться можно, как правило, только авиацией. А там даже и топливо дорогое, т.к. завозится с Большой Земли.
Но вот конкретный пример. Круизы до острова Врангеля стоят уж очень нескромно – более 600 тыс. рублей. И посещают эту заповедную территорию, сами понимаете, максимум десятки туристов за сезон. Выходит, что подобные путешествия просто-напросто ориентированы уж на совсем узкую целевую аудиторию, для которых посещение Севера, по всей видимости, просто экзотика на фоне различных тропических и прочих стран. При этом в другие районы Чукотского АО добраться тоже недешево, что, по сути, закрывает возможность ее посетить для большинства жителей нашей необъятной страны. Поэтому для них Чукотка останется загадочным местом, где обитают чукчи из анекдотов.
Аналогичная же ситуация и с другими регионами Дальнего Востока, где в принципе есть проблемы с инфраструктурой – цены на всё от нее будут зависеть всегда. Надеяться на то, что появятся масштабные инфраструктурные проекты с опорой на туристическую отрасль, ну… Как минимум, это наивно, по крайней мере не припомню исторических прецедентов экономического развития с опорой на туризм.
Тут невольно и возникает вопрос, для кого вообще будет развиваться туризм на ДВ? Если для большинства наших сограждан он так и останется недоступным и дорогим. А свои деньги они повезут куда-нибудь в Турцию или же Египет, потому что там цены так не кусаются.