Суровый внешний вид здания обманчив, его внутренний фасад больше походит на итальянское палаццо. И неудивительно, знаменитый фламандец восемь лет жил и учился в Италии.
Более того, его там заметили, и он получил должность художника при дворе герцога Мантуи.
Мы в Бельгии, в Антверпене, на Wapper 9/11, где великий живописец прожил более двадцати лет и отошел в мир иной в 1640 году.
Куда бы не забрасывала художника судьба, он всегда возвращался в Антверпен, где провел большую часть своей жизни и написал немыслимое количество картин.
"Король живописи и живописец королей" - так величали художника современники. Из под его кисти вышло более 600 полотен.
Во многих антверпенских церквях, дабы не мучить туристов, прямо у входа стоят таблички «RUBENS там» и стрелочкой указано направление.
Создать полтысячи полотен не просто, но этот человек, похоже, обладал и другими выдающимися способностями: бизнесмена, мецената, учителя.
В мастерской на Wapper 9/11 вместе с хозяином трудились и стали не менее знаменитыми Антонис ван Дейк и Якоб Йорданс.
Эскизы своего будущего дома, навеянные впечатлениями о жизни при дворе Винченцо Гонзага в Мантуе, он начертил сам.
Он - признанный живописец и уже попробовал себя в скульптуре, так почему бы не в архитектуре? На мой скромный взгляд попытка более чем удалась - его дом прекрасен и снаружи, и внутри.
Вернувшись из Италии, он женился на дочери гуманиста Яна Бранта, девушке красивой, скромной, с добрым нравом.
Невесте было 18, ему 32. Почти сразу после свадьбы, в 1610 году, началось строительство их семейного гнездышка.
Рубенс был в расцвете сил, и пока строился их дом, он колесил по Европе, увековечивая на своих полотнах членов королевских семей.
Тихая и мудрая Изабелла не была для него обузой и не мешала полностью отдаваться творчеству. У них родилась дочь, а потом и двое сыновей.
Трещину в этих идиллических отношениях положила ранняя смерть их дочери, девочка умерла в 12 лет.
Рубенс всё реже станет появляться в любимом доме, где в своё время принимали и Марию Медичи, и герцога Бэкингема, и талантливейших живописцев того времени.
Так уж сложилось, что в эти горестные времена он примется писать портрет своей дальней родственницы, молодой Сусанны Фоурмен. Чрезвычайно живой ум девушки, её познания в искусстве очаровали Рубенса. Кажется, он снова влюбился?
Супруг Сусанны, дворянин Раймонд дель Монте, прекратил эти встречи, но впереди их всех ждали еще большие беды...
Вскоре не стало тихой и верной Изабеллы. Эпидемия чумы унесла и жизнь супруга Сусанны. Вдовцов ожидал положенный двухгодичный траур, но художник уже точно знал, кто станет его новой женой.
Только так, как ты задумал, в жизни выходит не всегда.
Он отправился в Испанию, далее в Англию, не объяснившись с молодой женщиной. Это "траурное" турне затянулось на пять лет, и Сусанна не дождалась.
В свои 53 года Рубенс вернулся в Антверпен вскоре после ее замужества. Он был одним из самых завидных женихов во Фландрии, его принимали при королевских дворах и дозволили бы взять в супруги даму благородную.
Он снова женился на девушке из простой семьи... Елене Фоурмен, младшей сестре Сусанны.
Ей было всего 16, ровесница его старшего сына, а еще Елена была несказанно похожа на старшую сестру.
Рубенсу не приходилось гневаться на судьбу, он был счастлив и только и делал, что один за одним писал новые портреты молодой жены.
Она родила ему четверых детей, наполнив жизнь новым смыслом, только вот он старел... Идиллия со второй женой продлилась те же десять лет, что и с Изабеллой, и сорокалетняя разница в возрасте начала сказываться.
Теперь они жили в еще более роскошном доме - в замке под Брюсселем, наслаждались достатком, нет, богатством, но однажды Елена с детьми оставила его, уехав в Антверпен.
Остались обида, горечь и невероятно болезненные приступы подагры. Пусть и великому, ему пришлось призадуматься, а причина была.
Чем старше он становился, тем откровеннее на его полотнах выглядела Елена. Однажды она не сдержалась, увидев его творение "Шубка".
Я отыскала сию картину в сети. Что сказать: я тоже бы потребовала переписать полотно или уничтожить, прекрасно на нем лишь лицо молодой женщины.
И Питер Пауль Рубенс поехал к супруге мириться.
Он умрет через несколько месяцев, в мае 1640, в своем любимом доме в Антверпене, но примирение видимо состоялось - через несколько месяцев после смерти мужа его вдова родила дочь.
Мы ходим по дому, где кипели все эти страсти.
Снаружи портик в стиле итальянского Возрождения, внутри типично фламандский дом. Сам Рубенс очень гордился своим маленьким садом с павильоном, задуманным как маленький античный храм: Геркулес, Вакх, Венера...
К концу XVIII столетия покинутый хозяевами дом обветшал.
В сороковых годах XX века (канун жесточайшей войны в Европе) дом Рубенса был приобретен администрацией Антверпена и скрупулёзно восстановлен по подлинным чертежам художника.
Частично воссоздана столовая, в которой собирались гости и семья Рубенса: стены её украшают картины, написанные его друзьями и учениками.
Картин самого Рубенса в доме всего две, но муниципалитет Антверпена и так сделал все возможное, а его ресурсы нисколько не сравнимы с Лувром или Прадо.
Дом обставлен подлинной мебелью XVII века, обращают на себя внимание красивейшие камины. На втором этаже расположены жилые комнаты, там же находилась мастерская художника.
Если уж вы забрались в такую даль, то в пяти минутах ходьбы от дома-музея на тихой улочке Lange Nieuwstraat 73 стоит скромная приходская церковь Святого Иакова (Church of St. Jacob).
В ней и похоронен Питер Пауль Рубенс.
Внутри настоящий музей: множество богатых надгробий именитых горожан, картины, статуи, колонны... Среди всего этого богатства гулким эхом раздаются шаги и шепот туристов, отыскивающих последнее пристанище художника.
Гробница Рубенса расположена в Chapel of Our Lady. Это изображение Богоматери художник рисовал специально для своей усыпальницы, и некоторые эксперты считают, что Св. Георгий на картине – последний автопортрет художника.
Всем счастливых дорог!