В этот город влюбляешься сразу, а ведь я не люблю ни осень, ни больших городов, но Антверпен оказался исключением в обоих случаях. Ему к лицу ранние ноябрьские сумерки и капли дождя на окнах кафе.
Таким дождливым вечером, когда и день, и год близятся к концу, на родине знаменитого Питера Пауля Рубенса хочется слушать хор сестер милосердия или при свечах пить вино и никуда не спешить.
Но спешить в Антверпене нужно, особенно, если вас доставили сюда лишь на один день.
Знайте: за единственный день многого из того, что изображено на сей карте, не увидите, но мы хотя бы попытаемся.
Город на полноводной реке Шельда возник приблизительно в седьмом веке. В X веке для сбора налогов с проходящих мимо судов строится замок Стен (Steen). В XV веке Антверпен - уже крупнейший торговый центр Европы.
Скорее всего на фоне деревянных домиков раннего Средневековья такая каменная крепость казалась огромной и мощной, но по нынешним меркам замок невелик.
Не стану углубляться в хитросплетения бельгийской истории, как говорится: «Тут черт одну ногу сломит, а другую вывихнет». Скажу лишь, что когда в XV веке обмелела река в Брюгге и этот богатейший город потерял выход к морю, настало время возвыситься Антверпену.
Порт Антверпена по сей день входит в двадцатку крупнейших в мире и является вторым в Европе после Роттердамского.
Представили себе грязные, пропахшие мазутом и рыбой доки? Нет, это не об Антверпене.
Покинув набережную, сразу попадаешь в компактный исторический центр.
На площади перед Городской ратушей красуется фонтан Брабо, а сама Grote Markt окружена богато украшенными домами Ганзейского Союза.
Именно торговцы обеспечили Антверпену финансовое процветание в прошлом и нынешнее благополучие и, в первую очередь, еврейская община города.
В каких-то четырехстах метрах - другая площадь, Groen Plaats (Green Place). Здесь по соседству с роскошным зданием Hilton Hotel установлен памятник Рубенсу, здесь же находится один из самых впечатляющих соборов Европы.
Собор Антверпенской Богоматери
Его каменное кружево безупречно. На мой скромный взгляд Кафедральный Собор Антверпена - сооружение столь же запоминающееся, как Саграда Фамилия или Кельнский Собор.
И это при том, что собор остается недостроенным.
Грандиозное по масштабам строительство началось в середине XIV века. Главный собор должны были венчать две устремленные в небо башни, и со стороны Зеленой площади даже кажется, что обе на месте.
Строительство Собора затянулось на 170 лет, но правая башня так и осталась завершенной лишь на треть.
Как говорится, строили-строили, потом то ли деньги кончились, то ли войны помешали... Впрочем и с одной башней собор смотрится неописуемо красиво, так что отсутствие второй даже не замечаешь.
Что внутри? По разным источникам собор украшают четыре картины великого фламандца Питера Пауля Рубенса. Лично мы насчитали только две – "The Descent from the Cross" и "The Elevation of the Cross", разобрались позже - одна из них триптих.
Было небезынтересно взглянуть на лик Христа, выполненный в необычной технике - маслом по мрамору. А в целом архитектура здания производит гораздо большее впечатление, чем его внутреннее убранство.
По периметру площади приютилось множество уютных кафе, самое время подкрепиться любимым напитком, будь то пиво, глинтвейн или кофе, и продолжить прогулку по городу.
Пока что мы в самом начале пути и скоро увидим самую красивую из церквей города.
Церковь святого Карла Борромео
Она притаилась в глубине исторической застройки. Увидит ее только случайный турист.
Изначально это иезуитская церковь, вот уж чей интерьер роскошен и внутри ни души.
Кто-то скажет, что она чрезмерно декорирована, но на мой взгляд по своему убранству это самая красивая церковь города и самая одухотворенная.
Когда-то за свой роскошный декор она получила название «Мраморного храма», а ещё...
Это самый дорогостоящий храм в Антверпене. На строительство была потрачена баснословная сумма, только Рубенс получил 7000 флоринов. Епископ "растратчик" был снят со своего поста.
Здание словно пронизано солнечным светом. Базилика состоит из трех нефов. Боковые нефы поддерживаются беломраморными колоннами, а над ними по всему периметру расположены галереи с большими окнами.
В украшении церкви принимал участие все тот же Рубенс со своими учениками. Но...
18 июля 1718 год стало для церкви роковым - в здание ударила молния, 39 бесценных полотен знаменитого фламандца были утрачены в огне, а сохранившиеся почему-то перекочевали в Художественно-исторический музей Вены.
Но кое-что уцелело, например, механизм, созданный в XVII веке, который и по сей день продолжает менять картины за алтарем. Фотографиям ни за что не передать всей этой красоты.
Поставив свечи в этом чудесном храме, по одному из небольших переулков выходим на Меир (Meir), главную торговую улицу города.
Улица пешеходная и ближе к обеду даже в дождливом ноябре на ней не протолкнуться от толп с пакетами покупок. Вы же не забыли, что мы в бельгийской столице бриллиантов?
Именно в Антверпен стекается большинство добываемых в мире алмазов.
Нам совершенно не до них, ведь впереди дом-музей Рубенса, Бегинаж и уникальный храм Святого Павла на месте бывшего доминиканского монастыря, если повезет, то можно послушать как волшебно звучит его орган.
Хмурый ноябрьский день - может и не лучшее время для длительных прогулок: с реки дует порывистый ветер, не прекращаясь, идет то снег, то дождь, рано темнеет, но о приезде сюда вы не пожалеете.
Всем счастливых дорог!