На одном сибирском заводе в начале 2000-х годов работники в основном получали небольшую зарплату. И даже еще бывали задержки. Будучи когда-то успешным заводом в советское время, теперь заводом владели акционеры и завод зависел только от заключенных контактов. Есть контракт – есть деньги на зарплату, нет контрактов – рабочие выходили в простой. Но и с такой работы люди не увольнялись, так как работу найти всегда не просто. Да и многие привыкли к своему заводу, коллективу. Были мастерами в своем деле и навыки свои в другом месте применить не могли.
В конторе работала Людмила бухгалтером-расчетчиком уже много лет. Всех она на заводе знала. В конторе все обо всем судачили и разговаривали, как впрочем в любом долгоустоявшемся коллективе.
И вот в одном из цехов у женщины работницы Марины случилась сложная ситуация. Ушел гражданский муж и оставил ее с двумя еще маленькими детьми. Один ребенок 10-летний школьник и девочка 7 лет вот-вот должна пойти в школу. Дело было в конце лета. Причем муж ушел настолько внезапно в мае месяце и переехал сразу же в другой город. В другой конец страны, в сторону своих родителей. Ничего особенно он ей объяснять не стал, сказал, что хочу пожить один какое-то время и поеду в свой родной город. До увольнения в выходные пропадал где-то и напивался. Говорить с ним было почти невозможно. Ни нормальных объяснений, ничего от него добиться Марина не могла. А ей в это время работать надо было и детьми заниматься. Марина была растеряна, не знала, что вообще дальше делать и как это все понимать, и что предпринимать. И вот он уехал. Не позвонил и не написал ей. Марина звонила его родителям, они сказали что он приехал уже, но с ними не живет. Поселилися у своих каких-то друзей. Старым родителям ничего не объясняет и не говорит. Впрочем, его родители Марине не предолжили никакой помощи. Лето подходило к концу, надо детей собирать в школу. Зарплата маленькая, накоплений нет. Дачи или огорода они не заводили раньше, муж не любил эту возню.
И погоревать Марине, привести мысли в порядок времени не было. На работу ходить и двумя детьми заниматься надо, обиду и печаль свою делеко во внутрь прятать приходилось.
В августе уже не выдержала и рассказала в своем цеху ситуацию коллегам. Коллеги помогли Марине кто чем смог. Женщины стали нести дачные овощи и закрутки. Мастер цеха привез ей прямо домой несколько мешков картошки в запас со своих огородов. Старый добрый мастер купил тетради и весь канцелярский набор для детей школьников. Кто-то отдал ненужные детские вещи от своих детей. Марина была очень благодарна своему коллективу. Женщина она была скромная.
Но слух о ее семейной ситуации конечно распространился за пределы одного цеха. Знали уже многие и посплетничать о ее непутевом муже за чаепитием желающих было достаточно.
О сплетнях на том же самом заводе вы можете прочитать в моей статье «Дрязги вокруг баночки кофе. Как в рабочем коллективе делят чай и кофе».
И вот как-то Марина пришла в бухгалтерию. Расчетчица Людмила давно ее ждала. Но не с целью по работе. У нее стоял уже припасенный пакет с двумя парами женской обуви. Людмила вручила Марине этот пакет со словами «Я наслышана о твоей ситуации. Вот возьми обувь для тебя. Детям твоим мне дать нечего, у меня сын уже 17-летний, а твои маленькие. Здесь две пары лодочек, почти совсем неношеных. Мне уже не надо, я себе новых накупила, эти немного устаревшие уже. Я решила помочь тебе. Ты тоже не высокая как и я, и размер ноги вроде одинаковый».
Марина не ожидала подарка, раскрыла пакет, посмотрела и поблагодарила Людмилу.
Уже в цеху в раздевалке Марина примерила эти туфли-лодочки, оказались впору. Кожзаменитель и небольшие каблучки, почти неношеные, но обычные совсем.
Через пару дней Людмила спросила Марину, как подошли туфли по размеру и понравились ли ей. Марина сказала что все подошло и еще раз поблагодарила. Людмила стала ее спрашивать о муже. Почему он уехал и как вел себя в последние дни перед отъездом. Разговор проходил в бухгалтерии при всех остальных работниках отдела. Марина как-то невнятно стала отвечать на заданные вопросы. Ее это смутило. Людмила же стала засыпать ее вопросами о всяких подробностях. Были ли ссоры, как часто муж выпивал? А может была другая женщина у него, не замечала ли она?
Скромная Марина кое-как отвечала на вопросы и стало ей неуютно в этом отделе, поспешила уйти.
Мастер цеха в этот день заглянул также в бухгалтерию. Людмила в беседе с ним спросила, как обстоят дела у Марины.
«Знаю, что муж ее бросил с детьми и ей даже на еду не хватает денег. Я ей принесла очень хорошие туфли, пусть носит на здоровье. Женщина должна оставаться женщиной, и даже в плохой ситуации наряды скрасят ее жизнь». Старый мастер пожал плечами, ему эти «женские штучки» не понятны.
Зайдя в отдел кадров бухгалтер Людмила пообщалась с женщинами и завела разговор о Марине. « Марина так нуждается теперь, когда муж ее бросил. Я ей помогла, девочки. Купила я эти туфли на рынке, пару раз надела, да так и пролежали в шкафу года три. Матери своей хотела отдать, но та не стала брать, хоть и по размеру подошли, каблуки ей уже не по возрасту носить. Но к счастью, вот теперь Марине подошли. Марина очень меня благодарила. В ее положении теперь всякая вещь пригодится. Что же за муж у нее был, что даже без обуви она осталась. Как она могла с таким лентяем жить».
Утром на проходной к Марине подошла женщина из соседнего цеха. - «Я слышала, бухгалтерия тебя принарядила. Модные туфли тебе отдают. Не отчаивайся, Марина, прорвемся! Найдешь себе нового мужика».
В столовой на обеде Марина купила себе пирожок и чай. За соседним столиком кто-то из заводчан окликнул ее. Рабочий из инструментального цеха подбодрил Марину – « Не вешай нос, Маришка, если каблуки собъются, я тебе выточу железные набойки на твои новые туфли, сносу не будет».
А после обеда наткнулась Марина на Людмилу. Людмила сразу с вопросом:
- Ну что, надевала уже туфли, носишь?
- Нет, не ношу, уже прохладно, сентябрь.
- Ничего, зато в следующее лето носить будешь. И тратиться не надо. А как твой муж, объявился уже? Разговаривала ты с ним, хоть что-то он объяснил?
- Не до него мне сейчас. Работать надо.
Дома Марина рыдала в подушку. Чувствовала какое-то бессильное унижение. В углу комнаты стояли эти ненавистные туфли. Марина взяла их и выкинула в мусоропровод. Слезы ушли, Марина успокоилась и стала мысленно составлять себе планы на ближайший месяц, что нужно сделать и с чего начать. Пора обустраивать свою новую жизнь без предателя-мужа и чужих старых туфель.