Технический прогресс конца 50-х цех убил: торпеды стали глубоководными, испытывать их в цехе не было возможности. В 1966-м цех закрыли, с тех пор он просто постепенно разрушается. В современной России в нём хотели сделать и казино, и развлекательный центр, и ночной клуб, и даже легендарный квест «Форт Боярд», но – не срослось: кто говорит, из-за засекреченного пограничного порта, который прекрасно виден отсюда, другие – что работы по преображению здания, изрядно «подъеденного» морем и расстрелянного экранопланом, о котором расскажу позже, да и дальнейшее содержание помещения на воде – слишком дорогое удовольствие. Так и стоит это здание, признанное одним из самых таинственных в мире, притягивая лишь экстремалов, сталкеров да любителей селфи, которых за плату катают вокруг цеха на моторках местные «бизнесмены».
Кстати, о селфи: на каспийских пляжах можно сделать потрясающие фото, поскольку пляжи эти ракушечные. Правда, это не природное явление, а дело рук человеческих: море ежедневно выбрасывает на берег тысячи раковин, и уборщики, сгребая их многие годы, нагребли целые пляжи. Ракушки размером с пятирублёвую монету, ходить по ним без обуви адски больно, зато фоточки получаются – ах! Наблюдаю сцену: к женщине средних лет с малышом, который едва научился ползать, пристаёт изрядно подвыпивший мужчина – несёт какую-то пьяную чушь. Женщина, уткнувшись в телефон, не обращает на него внимания, время от времени подтягивая к себе малыша, который норовит уползти с расстеленного пледа. Боковым взглядом вижу, как к парочке быстро идёт молодой человек лет двадцати в морском жилете – догадываюсь, что работает здесь спасателем: «Вам что надо от неё? Это мама моя!» Всей беседы не слышу из-за гомона вокруг, но вижу, что градус беседы заметно повышается. Пьяница переходит на оскорбления, нарывается на драку, парень молча стоит, закрывая собой мать, которая – вот же кавказская королева! – игнорирует разборки мужчин, более того, даже не отрывается от телефона и малыша. Наконец, не выдержав, юноша обхватывает локтем шею мужика, делает подсечку ногой и резко, но аккуратно поддерживая, укладывает его на песок: «Успокойтесь!». Готова аплодировать стоя: и мать защитил, и силу показал, и уважение к возрасту проявил – бить не стал, просто обездвижил.
Наконец, Каспийск – это потрясающей красоты современная футбольная арена дагестанских любимцев – «Анжи».
Созданная в 1991-м, команда чуть было не победила в чемпионате российской премьер-лиги, неплохо заявилась в лиге УЕФА, её тренировал сам Гус Хиддинг, но потом что-то пошло не так, и сегодня она выступает во втором дивизионе ФНЛ – третьем по рангу в профессиональном футболе. Но это не умаляет любви населения к своему клубу, и арена действительно хороша. В конце июня футбол на летних каникулах, вокруг «Арены «Анжи» разбит большой детский городок: качели, карусели, аттракционы виртуальной реальности…
Работают крытый бассейн и открытый аквапарк: горок для взрослых, правда, всего три плюс детская аквазона, зато билет стоит смешные 300 рублей. Ровно через дорогу – ещё один аквапарк, в нём четыре крутых горки, но зайти туда стоит уже 650 рублей. Догадаетесь сами, где очереди длиннее?
Каспийск – это, пожалуй, самый пляжный город, для тех, кто предпочитает путешествия познавательные: достопримечательностей немного, все – на пляже или в пешей от него доступности. Алкогольные магазины для туристов – пожалуйста. Кафе, правда, не такие хорошие, как в Махачкале, но до столицы Дагестана всего пара километров. Остальное время лежи и балдей, набирайся сил на основной туристический маршрут: самый старый и южный город в стране Дербент, в котором теперь стоит когда-то секретная разработка СССР – «летучий корабль» экраноплан «Лунь», а также горный Дагестан со своими аулами-призраками, а после – буддийская Элиста. Тоже совершенно нерусская Россия.
Продолжение следует...
Автор: Рита Давлетшина
Фото: Евгений Рухмалёв