Найти в Дзене
Нюанс искусства

А.А. Иванов "Явление Христа народу": двадцать лет тоски по вечному

Оглавление
"Явление Христа народу". Худ. А.А. Иванов
"Явление Христа народу". Худ. А.А. Иванов

В конце сентября я посетила Государственную Третьяковскую галерею. Наиболее сильное впечатление на меня произвела картина А.А. Иванова «Явление Христа народу». Картина имеет огромные размеры 540х750 см. Её можно увидеть в 10 зале галереи. Полотно моментально приковывает к себе внимание зрителя. Его хочется разглядывать часам. Ты будто невольно становишься участником изображенного действия. В шедевре Иванова прекрасно всё: сюжет, композиция, цветовая гамма, масштаб. Каждая деталь, изображенная художником, продумана. На картине нет лишних элементов, поэтому композиция выглядит целостной и помогает зрителю представить события, описанные в библии. «Явление Христа народу» это картина длиною в жизнь. Иванов А.А. писал её более 20 лет. На холсте он отразил своё видение веры, свои переживания и кризис отношения к Богу. «Явление Христа народу» можно по праву считать шедевром русской живописи.

А.А. Иванов. Худ. С.П. Постников
А.А. Иванов. Худ. С.П. Постников

Русский художник в Риме

А.А. Иванов родился в 1806 г. в семье профессора живописи А.И. Иванова. Художник обучался в Академии художеств. В 1827 г. он получил золотую медаль, что позволило приобрести право на пенсию Общества поощрения художников и совершить пенсионерскую поездку за границу. В 1831 г. А. Иванов уезжает в Рим. В Россию он вернется только через 28 лет.

Иванов писал в основном на религиозные темы. Почему? Творческий расцвет художника выпал на первую половину ХIXвека, т.е. на эпоху романтизма. Данное идейное направление характеризуется культом природы, чувств, духовного мира человека. Сам Иванов был далек от светской жизни. Он возмущался образом жизни, который ведут русские художники за границей.

Молодое поколение, видя в наставниках своих безбожников, пьяниц, гуляк, картежников и эгоистов, приняло все эти качества в основание, и вот свобода пенсионерская, способная усовершенствовать, оперить и окончить прекрасно начатого художника, теперь была обращена на усовершенствование необузданностей. Некогда думать, некогда углубляться в самого себя и оттуда вызывать предмет для исполнения. <…> Прощай все прекрасное, все нежно-образованное, прощай соревнование русских с Европой на поле искусств! Мы — пошлые работники, мы пропили и промотали свою свободу.

Для Иванова быть художником – значит быть «голосом» народа, быть его духовным просветителем. Ему чужды человеческие страсти. Иванов ведет закрытый образ жизни, отдавая все силы живописи.

В 1836 г. Иванов А. начинает работу над «Явлением Христа народу».

«…я остановился на <…> Евангелии Иоанна <…>, увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом подготовить народ к принятию учения Мессии, а наконец и лично Его представить народу. Сей-то последний момент выбираю я предметом картины моей, то есть когда Иоанн, увидев Христа, идущего к нему, говорит народу “Се агнец Божий, вземляй грехи мира!”»

В июле 1836 г. он посылает эскиз картины отцу с просьбой никому его не показывать. В апреле 1838 г. рисунок с картины был направлен в Общество поощрения художников. Картина получила одобрение, и цесаревич, будущий император Александр II, назначил Иванову пансион. Так началась двадцатилетняя работа над созданием великого полотна.

Сюжет

В качестве сюжета для картины Иванов А. взял события, описанные в Евангелие от Иоанна (1: 29-34) , от Луки (3: 21-22), от Марка (1: 9-11), от Матфея (3: 13-17).

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
Евангелие от Матфея 3 глава

Передний план картины

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Центральным персонажем переднего плана картины является христианский пророк Иоанн Креститель.

Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мёд.
Евангелие от Матфея 3 глава

А.А. Иванов в письме к отцу писал:

«Иоанна я представляю с крестом, чтобы каждый вдруг понимал, что это Иоанн….а его мантию для того, чтобы дать ему вид важности, как главной фигуры. Я ее (мантию) делаю, впрочем, как бы вретищем, то есть самою грубую, какую нашивали пророки израильские, в знак взятия на себя грехов народа божия».

Образ пророка был создан по канонам античности, а также за счёт сочетания женских и мужских черт. Взгляд Иоанна обращен к толпе, левая рука поднята вверх, призывая к вниманию. Права рука указывает в сторону Спасителя: «вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира».

Позади Иоанна Крестителя стоят апостолы: Нафанаил, Андрей, «прислушивающийся» апостол, Иоанн Богослов.

Группа апостолов слева-направо: Нафанаил, Андрей, «прислушивающийся» апостол, Иоанн Богослов (фрагмент картины). Фото из открытых источников
Группа апостолов слева-направо: Нафанаил, Андрей, «прислушивающийся» апостол, Иоанн Богослов (фрагмент картины). Фото из открытых источников

Нафанаил один из 12 апостолов, упомянутый Евангелии от Матфея (Мф. 10:3), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). Стоит отметить, что апостол не принимал участие в крещении Христа, его присутствие на картине объясняется художественной вольностью. Иванов А. изображает Нафаила с целью: «делать противоположность между живым чувством трех других учеников Иоанна». Именно поэтому апостол стоит с опущенными глазами и спрятанными в хитон руками, что делает позу закрытой. Лицо Нафаила выражает сомнение: «Может ли какое добро быть от Назарета?», т.е. он подвергает сомнению миссию Христа и возможность отпущения грехов всему человечеству.

Таким образом, Нафаил противопоставляется Иоанну Предтечи, его глубокой вере Спасителю.

Апостол Андрей один из первых учеников Христа. За основу образа Андрея было взято изображение с фрески Леонарда да Винчи «Тайная вечеря», а так же типажи лиц, нарисованных с пожилых натурщиков. Апостол протягивает руки вперед, корпус так же наклонен вперед. Его поза свидетельствует о готовности идти за Христом.

Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" фрагмент (фото из открытых источников)
Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" фрагмент (фото из открытых источников)

На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: «учитель», — где живешь?
Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живёт; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
Евангелие от Иоанна 1 глава

Далее за Апостолом Андреем следует «прислушивающийся» апостол (такое определение дал ему П. третьяков). Сам А. Иванов в письмах не указывает, какого именно апостола изобразил. Предположительно им является апостол Пётр, брат Андрея. Это тот самый апостол, который отрекся от Христа три раза. Но Спаситель простил его и назначил хранителем ключей от Царствия Небесного, поэтому Петра часто изображают с ключом в руке. Апостол на картине «прислушивается» к происходящему, его лицо выражает озабоченность, он испытывает недоумение, пытаясь понять, что происходит.

Впереди «прислушивающегося» апостола изображен Иоанн Богослов. Это тоже один из двенадцати апостолов. Иоанн считается автором Евангелия от Иоанна, Книги откровений и трех посланий. Его обычно изображают старцем в красном одеянии, пером, чернильницей и книгой в руках. На картине «Явления Христа народу» Иоанн представлен златовласым юношей в желтом хитоне. Опять же прообраз апостола взят с фрески «Тайная вечеря». Он охвачен сильным душевным волнением, взгляд преисполнен любви и верности к Христу. У апостола правая рука отведена назад, он как будто говорит: «Не торопитесь, стойте и слушайте».

Старик и юноша (фрагмент картины). Фото из открытых источников
Старик и юноша (фрагмент картины). Фото из открытых источников

В левой части полотна изображены старик и юноша, выходящий из воды. Противопоставление старости и молодости один из приемов, который использовал А. Иванов при создании «Явления Христа народу». Мы видим так же группу молодых и старых персонажей в правой части картины, за счет этого композиция выглядит уравновешенной. Антитеза возрастных групп некий символ прихода новой истины, окончание ветхозаветных времен. Старость консервативна, юность же способна принести людям надежду на перемены к лучшему. Но, тем не менее, любовь Христа, вера во спасение проникает в каждое человеческое сердце.

Иванов А. в письме к отцу пишет:

«Напротив, старцы в древности были гораздо более чтимы, чем теперь, без них ничего нигде не начиналось важного, они теперь в синагогах имеют вид начальников; с другой стороны взойдите вы в церковь, кто более всех молится, как не старики».
Мальчик и отец (фрагмент картины). Фото из открытых источников
Мальчик и отец (фрагмент картины). Фото из открытых источников

В правой части полотна находятся фигуры мальчика и отца. Их еще называют «дрожащими». У мальчика скрещены руки на груди. Он прижимается к нагому отцу, который пытается накинуть на себя рубашку. Дрожат они не столько от холода, сколько от радостного возбуждения. Взгляд отца направлен на Иоанна Крестителя. Он словно вопрошает: «Не уже ли это правда Мессия?». Сын выглядит немного испуганным, но на его лице улыбка. Юная душа неосознанно в общем порыве тянется к Спасителю.

Хозяин и раб (фрагмент картины)
Хозяин и раб (фрагмент картины)

В центре картины изображен хозяин с рабом. Появление данных персонажей на полотне не случайно. В 40-е годы художник увлекся революционными идеями. Вопрос отмены крепостного права, тема несправедливого отношения к крестьянам, безусловно, волновала Иванова А.. Над созданием образа раба автор работал долго. Он пытался сделать его более «натуральным». Если посмотреть эскизы, то мы видим некрасивых мужчин, лысых, беззубых с клеймом на лбу. Позже художник отказался от этой идеи и написал раба, который внешне не разрушал бы общий строй картины. На лице раба улыбка, блеск в глазах. Он смотрит на Христа с надеждой, он будто хочет встать и последовать за Спасителем. Хозяин с седыми волосами изображен спиной к зрителю. На мой взгляд, художник тем самым хотел показать, что хозяин слеп к страданиям своего слуги. Его правая рука вытянута, словно говоря рабу: «Сиди, это тебя не касается». Группа персонажей «хозяин – раб» это противопоставление христианской идеи о первостепенности красоты духовной материальной идеи античности о культе тела и преобладания «Я».

Голова раба с чёрными волосами. Голова раба, бритая, с клеймом на лбу (бумага на холсте, масло, 51,5 × 70,5 см, ГРМ, инв. Ж-5285)
Голова раба с чёрными волосами. Голова раба, бритая, с клеймом на лбу (бумага на холсте, масло, 51,5 × 70,5 см, ГРМ, инв. Ж-5285)

Возле камней, за Иоанном Крестителем, расположен странник в шляпе и с посохом. Предположительно это автопортрет Александра Иванова. Сам художник называет его «странник». Данный персонаж больше играет роль наблюдателя. Он просто прохожий, оказавшийся в центре событий. Он смотрит и про себя делает выводы.

Странник в шляпе. Фрагмент
Странник в шляпе. Фрагмент

Свидетелями прихода Христа становятся не только центральные персонажи картины, но и люди, которые скрыты листвой деревьев. Женщина, простирающая руки к небу, мужчина, рвущий рубаху на груди, плачущие – все они радуются приходу Спасителя и наступлению светлых времен.

Люди за деревьями фрагмент
Люди за деревьями фрагмент

Дальний план картины

За спинами «дрожащих» расположилась группа фарисеев. Они с любопытством смотрят на приближающегося Христа. Среди фарисеев изображены представители левитов и книжников. Они - хранители закона, символы ветхозаветной эпохи и догматизма. Мы видим, что в их взгляде читается неодобрение и осуждение. Зритель понимает – конфликт неизбежен. Процессию замыкают римские всадники – преданные служители кесаря, взгляд коих так же направлен в сторону Христа.

Группа фарисеев, всадников, "ближайшего к христу" фрагмент
Группа фарисеев, всадников, "ближайшего к христу" фрагмент

Примечательна фигура «ближайшего к Христу». Это мужчина с растрепанными чёрными волосами, одетый в хламиду коричневого цвета. За счет своего внешнего вида он создает контраст на фоне толпы фарисеев. Сам Иванов А. писал, что хотел бы изобразить мытаря, придав ему «выражения самого мошеннического».

Головы ближайшего к Христу, старика в капюшоне и пешего воина (бумага на холсте, масло, 46 × 60 см. Фото из открытого источника
Головы ближайшего к Христу, старика в капюшоне и пешего воина (бумага на холсте, масло, 46 × 60 см. Фото из открытого источника

И, наконец, поговорим о главном действующем лице – Иисусе Христе. Почему главный участник событий помещен на дальний план? Иванов писал, что в соответствии с Евангелием Христос должен быть один. Спаситель пришел в этот мир один и должен уйти один, неся свой крест. Фигура Христа вырастает из прозрачной дымки, он идет медленно, взгляд его полон смирения и направлен на зрителя. Спаситель спокоен. Он знает о своей участи. Образ Иисуса художник создал с помощью сочетаний и сопоставлений живых натур с лицами античных статуй.

Пейзаж

Особое место в картине занимает пейзаж. Иванов А. А. никогда не был в Палестине, поэтому на полотне он воспроизвел природу окрестностей Италии. В письмах к отцу живописец писал:

Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка (1806-1858). Издал Михаил Боткин. 1880. Типография M.Стасюлевича,Вас. Остр., Л.2
Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка (1806-1858). Издал Михаил Боткин. 1880. Типография M.Стасюлевича,Вас. Остр., Л.2

На переднем плане картины изображено оливковое дерево. Согласно Библии, Ною во время всемирного потопа голубем была принесена оливковая ветвь в знак примирения человека и Бога. Олива в «Явлении Христа народу» является символом надежды на избавление человечества от грехов, спасения души, единства людей и Бога. Засохшие ветви дерева есть аллегория уходящего ветхозаветного времени и прихода новой христианской эпохи.

Дальний план картины противопоставлен переднему. Горы в голубой дымке, твердое каменное полотно создают эффект спокойствия, «божественного умиротворения», в отличие от бурных вод реки и кипящих человеческих страстей.

В заключении

Иванов А.А. возлагал большие надежды на свою картину, которой он отдал 20 лет жизни. Живописец хотел, чтобы она украсила убранство Храма Христа Спасителя, однако заказ был отдан К. Брюллову, что сильно огорчило Иванова А.. Последние годы жизни художник охладел к своему детищу. Тема «высокого» и «божественного» потеряла для Иванова А. актуальность. В беседах с Герценом в 1857 году автор надеется разрешить мучивший его вопрос, какие новые идеи будут вдохновлять искусство: «Мир души расстроился, сыщите мне выход, укажите идеалы?.. Писать без веры религиозные картины — это безнравственно. Это грешно».

Картина «Явление Христа народу» была привезена в Петербург в 1858 году. Полотно получило неоднозначную оценку. Сам Иванов А. сильно переживал из-за холодного приема картины. Это подорвало здоровье художника. 3 июля 1858 г. Иванов А.А. скончался. Через несколько часов после его смерти пришло известие, что император Александр II выражает готовность приобрести картину «Явление Христа народу» за 15 тысяч рублей, а так же о присвоении Иванову А. ордена Святого Владимира.

Иванов А.А. внес неоценимый вклад в развитие русского реалистического искусства.

За двадцатилетнюю работу над "Явлением Христа народу" живописец создал большое количество этюдов и эскизов, в которых проявился талант Иванова А.А. как колориста, пейзажиста и академиста. Художник переосмыслил идеи эпохи Возрождения и принес новое видение итальянской живописи и скульптуры. «Явление Христа народу» это картина не только о Евангельском сюжете, но и о глубокой связи между человеком и Богом. Это полотно о поисках утраченного рая, о вечной человеческой тоске по тихой небесной жизни.