В октябре мы начали в нашем клубе КИТТ юмористический конкурс "СТАРЫЕ ПОСЛОВИЦЫ НА НОВЫЙ ЛАД ". Уже приняли участие в этом конкурсе более 40 человек. Авторские заявки принимаются до 10 октября. Конкурс проходит по схеме КВО "круговых взаимных оценок" - сами участники оценивают анонимную конкурсную продукцию других участников. Ниже повторяю приглашение на конкурс - в том виде, в каком я его сегодня подготовил для достаточно многочисленной юмористической профессиональной группы "Злой HR" на Фейсбуке.
А В ЧЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПОСЛОВИЦ?
.. Итак, коллеги, а в чем смысл пословиц? - Это средство, как и любая удачная шутка-прибаутка, снижает стресс в коммуникативной ситуации. Сквозная мысль не слишком сложна: чем больше пословиц знает человек, тем больше ситуаций он может подвести под "известный шаблон реагирования", то есть снять неопределенность. Ну а есть ведь еще пословицы, которые звучат просто как "бытовой диагноз". Кому диагноз? - Тому человеку, с котором нам сложновато общаться:
- в тихом омуте черти водятся
- мал клоп, да вонюч
- сыта свинья, а все жрет
- спереди любил бы, а сзади убил бы
Кстати, смысл последней пословицы из современных людей почти никто не смог мне истолковать - даже самые проницательные психологи. А ведь смысл начинает доходить, если воспринять эту пословицу не буквально - как разговор про внешность, а в фигурально-переносном смысле - как разговор про характер. Вспомните, что такое "задние мысли": это то, каким человек предстает для Вас не с фасадной стороны, а с тыльной стороны, то есть как ведет себя на самом деле, а не на словах. И пословица говорит о том, что на словах человек хорош, а в делах плох на самом-то деле...
Это все старые пословицы, какие-то из них больше забыты, какие-то меньше, но забытые вдруг становятся актуальными. Например, вспомните, как назывались пьесы знаменитого житейского психолога 19 века - драматурга Александра Островского:
- "На всякого мудреца довольно простоты"
- "Свои люди - сочтемся"
- "Бедность - не порок"
- "Не все коту масленица"
и так далее.
Тем более интересны новые конструкции на базе старых пословиц. Образцы таких новых конструкций доступны на клубном форуме КИТТ без всякой регистрации в клубе. Вот некоторые образцы:
- У семи нянек семь смартфонов
- Глаза боятся, а руки берут
Игра слов в этих "обновленных пословицах" обостряет наше восприятие старых, уже стертых и избитых формул, смысл которых "истощается" для нас из-за высокой частоты употребления (или, напротив, из-за отсутствия всякой практики употребления - в других случаях).
Когда человек сталкивается с новым и непонятным ему другим человеком (или с непонятным поведением уже известного человека), то возникает особый стресс- стресс неопределенности: не понятно, что еще ждать от такого человека, каких еще поступков. Такие ситуации регулярно возникают у профессионалов из группы профессий "человек-человек" (их еще называют социономическими): это продавцы, банковские клерки, педагоги, врачи, различные агенты и множество других более мелких профессий из сферы обслуживания (вовсе не только "эйчары"). Если у нас в голове есть широкий арсенал словесных обозначений определенных черт личности, то это уже помогает понять, что за странное и неожиданное поведение возникает и следствием каких черт личности оно является:
- прокрастинатор занимается прокрастинацией,
- манипулятор манипулирует,
- мистификатор мистифицирует,
- паникер паникует,
- интрапунитивный человек рвет на себе волосы в случае неудачи, в которой сам никак не виноват,
- перфекционист не может завершить дело и все совершенствует продукт...
Чем шире внутренний словарь человека (его категориальная система), тем больше у него возможностей для точной диагностики и прогнозирования поведения других людей, тем проще ему самому выстроить свою собственную линию поведения во взаимодействии и общении с этими другими людьми.
А что такое пословица? Чем она отличается от так называемого "словесного обозначения черты личности"? - А пословица отличается тем, что в ней чуть более детально (уже не в одном слове) описан возможный жизненный сценарий поведения человека. Ведь этот сценарий можно упаковать в краткую словесную формулу. Ее можно трактовать как "девиз, под которым живет человек". Вдумайтесь в такие жизненные девизы:
- не пойман, не вор
- работа не волк
- дай палец, откусит руку
и так далее
Иные из этих девизов к самим себе люди не относят, но вполне охотно прикладывают к другим. Например: "дай палец, откусит руку".
Нередко пословица помогает мотивировать на определенное поведение и одновременно служит его самооправданием. Например, "дело мастера боится" - это призыв к тому, что привлекать надо для решения данной задачи подготовленных специалистов (а не абы кого). А смысл таких популярных пословиц как "Семь раз отмерь, один - отрежь" или "Тише едешь - дальше будешь" до сих пор понятен всем. Они призывают не торопится, тщательно планировать работу, разбивать ее на отдельные этапы и контролировать на каждом этапе качество выполнения этих этапов. Когда мы говорим о том, что в древних пословицах заключены мудрость и опыт целого народа с богатой историей, то это означает, что пословица содержит в себе предписание к правильному решению житейских задач, к правильному образу мыслей и образу жизни. Но в наше время в связи с множественностью укладов в современном обществе (в связи мультикультурализмом) одни пословицы оказываются уместными для одного круга людей, но не уместными для другого. Поэтому знакомство с той или иной пословицей оказывается диагностическим маркером принадлежности человека к определенному укладу жизни и образу мыслей.
ПРИГЛАШЕНИЕ
Уважаемые "злые эйчары"! Мне радостно видеть, что среди эйчаров много остроумных и изобретательных людей. Поэтому хотелось бы видеть Вас на октябрьском юмористическом микроконкурсе в клубе КИТТ "Старые пословицы на новый лад". Подробности о том, что за пословицы надо придумывать и как мы их сами (участники конкурса) будем оценивать, Вы найдете на форуме клуба КИТТ. Сайт клуба Вы легко найдете, если наберете в поисковике "клуб КИТТ". Но...не обязательно проходить саморегистрацию (хотя это может обеспечить Вам анонимное участие). Чтобы снизить до пола барьер входа в конкурс (сократить до минимума ваши хлопоты), мы - организаторы - можем сами Вас зарегистрировать, если Вы напишите здесь (или мне "в личку") ВАШУ ПОЧТУ - ваш мейл-адрес. В ответ Вы получите на почту ссылку на вход одним кликом. .
РЕЙТИНГ КРЕАТИВНОСТИ
А вот это совершенно фантастическая, возможно, даже несбыточная затея. А что если построить "Рейтинг креативных психологов"? - Таких, которые могут изобретать новые афоризмы, помогающие человеку справляться с различными стрессовыми ситуациями? В этот публичный рейтинг лист будут входить победители конкурсов креативности (с указанием контактных адресов), Все технические возможности для создания такого рода рейтинг у нас в клубе КИТТ уже есть. Важно, чтобы люди поверили в то, что:
а) Наши конкурсы гарантируют право на анонимную неудачу (не попал в число лучших - не страшно, никто об этом не узнает)
б)Победители получат дополнительные возможности для саморекламы своих способностей и могут получать заказы на свою изобретательскую работу (это могут быть и слоганы компаний, и логотипы, и корпоративные юмористические конкурсы и так далее).
На самом деле психологов, умеющих работать по принципу "эмпатийного вздоха" (сочувственного взгляда) и по другим шаблонным схемам, у нас уже довольно много в стране (даже перебор), а вот психологов, которые могут придумать какой-то свежак - совсем еще мало (или мне так кажется?).
Забавная фото для обложки обнаружено автором на сайте eva.ru