Нововведения прописаны в законе № 336-ФЗ от 2 июля 2021 года, в соответствии с которым до конца года будет создана Государственная информационная система, обеспечивающая получение электронных перевозочных документов от операторов, их обработку, хранение и представление органам государственной власти.
Напомним, что с 1 по 30 октября 2020 г. ряд крупнейших российских грузоперевозчиков и операторов ЭДО принимают участие в эксперименте Минтранса РФ по внедрению электронной транспортной накладной и электронного путевого листа на автомобильном транспорте при перевозке пассажиров и грузов.
В рамках эксперимента проводится тестирование механизмов оформления первичных перевозочных документов в электронном виде. Цифровое взаимодействие между представителями бизнеса и государства обеспечивает прототип единой государственной информационной системы, разработанный ФГУП "ЗащитаИнфоТранс".
Эксперимент проводит подведомственное Минтрансу ФБУ «Росавтотранс». Для реализации электронного взаимодействия проработаны различные сценарии оформления перевозки. Пилотной зоной эксперимента выбраны территории Москвы, Татарстана, Московской, Калужской, Рязанской областей и Краснодарского края.
#ТТН #транспортная накладная #грузоотправитель #грузополучатель #грузоперевозки #путевой лист #перевозчик #электронный документ #заказ-наряд #сопроводительная ведомость
Кто будет оператором информ.системы?
Оператором информационной системы электронных перевозочных документов может стать юридическое лицо, включенное в "Реестр операторов информационных электронных перевозочных документов". Для включения в реестр необходимо выполнить ряд требований:
- претендент должен быть юридическим лицом;
- организация должна инфраструктуру учета данных хранить на территории России;
- оператор должен иметь аппаратные средства электронной записи;
- организация должна иметь стоимость чистых активов не менее 300 млн. руб.
Оператор, включенный в реестр, обязан круглосуточно передавать всю поступившую информацию о грузоперевозках органам государственной власти, а также идентифицировать участников информационного взаимодействия с использованием федеральной государственной информационной системы ЕСИА .
Скорее всего, операторами системы станут крупнейшие операторы ЭДО, уже прошедшие государственную аккредитацию по выдаче ЭЦП.
Какие документы будут регистрироваться в системе?
Регистрации в системе грузоперевозок подлежат:
- электронная транспортная накладная;
- электронный заказ-наряд;
- электронная сопроводительная ведомость.
В законе утверждены реквизиты формы электронной накладной и порядок ее оформления, а электронный формат документа в ближайшее время должна разработать налоговая служба. Также ФНС разработает форму сопроводительной ведомости и заказа-наряда, их электронный формат и порядок их заполнения.
В результате, с 1 января 2022 г. все участники транспортно-логистических цепочек должны будут зарегистрироваться у оператора и только после этого начать перевозить грузы по автодорогам страны.
На сегодняшний день уже готов электронный формат транспортной накладной и других перевозочных документов (Проект приказа ФНС России "Об утверждении форматов электронных перевозочных документов" проходит общественное обсуждение текста и опубликован на федеральном портале нормативно-правовых актов).
В нем, в частности, зафиксировано, что транспортная накладная в электронной форме включает четыре обязательных файла обмена:
- файл обмена информации грузоотправителя, состоящей из сведений об участниках перевозки, о существенных условиях договора перевозки, о поданном под погрузку транспортном средстве и его водителе, сведениях о грузе и сопроводительных документах на него, а также о фактических обстоятельствах предъявления груза к перевозке и погрузки груза в транспортное средство. Это файл будет подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью грузоотправителя;
- файл обмена информации перевозчика о приеме груза к перевозке, состоящей из дополнительных к информации грузоотправителя сведений перевозчика в отношении принятия вверяемого груза и фактических обстоятельств погрузки груза в транспортное средство. Он будет подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью перевозчика;
- файл обмена информации грузополучателя, состоящей из сведений грузополучателя о приеме груза от перевозчика, а также о фактических характеристиках принятого груза и обстоятельствах приемки. Этот файл будет подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью грузополучателя;
- файл обмена информации перевозчика о выдаче груза грузополучателю (лицу, уполномоченному получить груз), состоящей из дополнительных к информации грузополучателя сведений перевозчика в отношении выдачи вверенного ему грузоотправителем груза и фактических обстоятельств такой выдачи сведений перевозчика в отношении груза, выданного грузополучателю. Он будет подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью перевозчика.
Для чего все это делается?
Государство в рамках цифровизации, с вводом этой системы стремится отследить и контролировать товарные потоки во всех отраслях экономики. Теперь, с нового года, каждая перевезенная тонна груза будет под контролем системы. При этом, все документы, переданные в рамках обмена этой цифровой платформе, будут храниться в ней в течение пяти лет.
Официально заявленная в законе цель: обеспечить равную конкурентную среду для всех участников транспортно-логистических цепочек, а именно: вывести из тени "серые" и "черные" товарные потоки для того, чтобы все грузоперевозчики платили налоги.
Бухгалтерская компания "ПРАВИЛЬНЫЙ РАСЧЕТ"