Найти тему

Ролевая система персонажей. Почему она главная?

Здравствуйте. Итак, уже понятно, как выстраивать композиционную систему персонажей и функциональную, которая показывает взаимосвязь героев и персонажей.
Не менее, а может, и более важна
ролевая система персонажей, которая не только позволяет дать роль персонажу, определяет его время и место в сюжете, но организует систему характеров, их соотношение, единство. А система характеров – это основа для передачи авторской идеи, всего смысла произведения.

РОЛЕВАЯ СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ
Основные правила:
1. Персонаж произведения может играть не одну роль, а несколько.

2. Характер персонажа и роль взаимосвязаны. Характер персонажа должен быть значимым для героя и других персонажей.
Характер – это совокупность устойчивых черт личности, свойств ее психики, которые определяют поведение, реакции и другие проявления человека (словарь).
► Характер персонажа может быть похож на характер главного героя, усиливать, оттенять его, создавать аналогии. И, наоборот, может быть противоположным, создавать противопоставление, параллели. При этом и в первом, и во втором случае важна интерпретация сходств и различий, одни из которых могут быть достоверными, другие – ложными.
Классический пример:
мушкетеры А. Дюма, где четко прослеживаются темпераменты героев: д’Артаньян – холерик; Портос – сангвиник, Арамис – флегматик, а Атос – меланхолик.
► Помня о композиционной и функциональной системах персонажей, помним и об иерархии характеров. Какие-то характеры прописываются максимально полно, какие-то – деталями.

3. Персонажи, особенно второго и третьего плана, развиваются и меняются так же, как и главные герои.

► Однако вряд ли характер поменяется на противоположный.

4. Поведение, поступки персонажа – следствие его характера.

5. Мотивы, цели персонажа тоже зависят от его характера.
Ролевых групп персонажей, а уж тем более характеров великое множество. Я назову самые распространенные и значимые для главного героя: творцы, связные, аналитики, помощники, позитивы, негативы, пополнение.

-2

1. ТВОРЦЫ
Эрудит, советник, изобретатель, генератор идей, исследователь и др.
Эти персонажи подходят ко всему творчески, могут выдавать как полезные, так и бесполезные идеи, создавать то, что нужно герою для борьбы, часто бывают либо активными, полными энтузиазма холериками, либо рассеянными, сосредоточенными на своем меланхоликами.

2. АНАЛИТИКИ
Критик, эксперт, оппонент и др. Эти персонажи способны проанализировать ситуации за героя, высказать свое мнение, натолкнуть героя на решение, способны и заставить героя поменять свое мнение, поведение. Они не щадят героя, высказываясь критически, способны найти в заключениях героя ошибки, нестыковки.

3. СВЯЗНЫЕ
Второй лидер, организатор, связной, координатор, инициатор, комик, катализатор и др. Эти персонажи те, кто максимально поддерживают все связи, могут самостоятельно организовать действия в ситуации. Например, второй лидер (самый близкий друг героя) может заменить его в определенных случаях. Организаторы, координаторы, связные передают информацию, порядок действий. Комик сплачивает всех, придает проблемам некоторый юмористический оттенок. Катализатор своим характером, реакциями на действия героя заставляет последнего действовать более активно.

4. ПОМОЩНИКИ
Хозяин (предоставляющий ресурсы), педант, догматик, доводчик и др.
Как правило, это исполнители всего, что задумал герой. Кто-то дает ему необходимые ресурсы, кто-то заставляет действовать, не нарушая законы, или ищет в них лазейку, кто-то своими действиями доводит ситуацию до логического завершения, обеспечивает порядок. Все они отличаются чувством долга (у каждого свои причины этого), консервативностью, стабильностью. Они менее активны, чем персонажи первых трех групп.

5. ПОЗИТИВЫ
Энтузиаст, оптимист, комик, шут, душа компании, затейник, знаменитость, потребитель, референт и другие. Персонажи, которые в сложные ситуации, поиски способов решения проблем вносят позитив, дают надежду, верят в героя безоговорочно. Энтузиаст во всем принимает деятельное участие и втягивает других, заражает оптимизмом, как и различного рода шуты, комики, затейники. Чем-то знаменитый персонаж в компании ищет недосягаемые для других возможности. Референт всячески подчеркивает авторитет героя, а условный потребитель – часто тот, для кого и из-за кого герой вступает в борьбу и готов пожертвовать всем.

6. НЕГАТИВЫ
Нигилист, конформист, циник, скептик, сплетник, кляузник, жалобщик, агрессор, трагик, фракционер, оппозиционер, негативный референт, конкурент, пассив, балласт, обуза, обособленец, компрометирующий, потребитель, эгоцентрист и др. Эти персонажи не обязательно враги. Однако они больше мешают герою, чем помогают, компрометируют его, создают новые проблемы. Так агрессивный друг или сплетник могут разрушить планы героя или подавить его инициативу, трагик вносит во все ситуации пессимизм, безнадежность. Потребитель своими требованиями усложняет проблемы героя. Референт подрывает авторитет героя, зная о нем что-то нелицеприятное, а соперники, претендуя на лидерство, раскалывают дружную компанию. Самые активные мешающие – любого рода конкуренты, а любого рода обузы удлиняют путь героя к решению проблем. Многие из этих персонажей отличаются равнодушием, невниманием, цинизмом, скептицизмом, двуличностью.

7. ПОПОЛНЕНИЕ
Рекомендатель, свидетель, новичок и др. Это особая ролевая группа. Дело в том, что окружение героя непостоянно. Из него уходят одни и приходят другие. Даже самые лучшие друзья и помощники, к которым герой проявляет максимум доверия, могут погибнуть или уйти по своим причинам, мотивам.
Пополнять группу могут новички, которые дают новый взгляд, другую точку зрения на происходящее, заставляют героя пересматривать свои действия. Новые рекомендатели поддерживают авторитет героя, открывают перед ним новые возможности. Свидетели ситуации бывают двоякими: одни являются свидетелями неудач героя и разносят об этом информацию, другие же переходят в ранг друзей или помощников.

Итак, все три системы персонажей – композиционную, функциональную, ролевую – можно объединить в одну, дав каждому персонажу характер, статус, время и место в произведении, деятельность, роли. Об этом я еще расскажу в статье о вводе персонажа, а далее наконец-то соберу все ошибки, которые допускаются при создании системы персонажей. Вы удивитесь, насколько их много.

© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература