Всем привет. Произведение – это содержательно-структурная система, а каждый персонаж в ней – элемент системы. Он обязан действовать, чтобы вся система работала. Да, он как винтик в машине, но все «винтики» разные. Без одного машина может обойтись, другой можно заменить, без третьего что-то в ней засбоит, а без четвертого она вообще сломается и никуда не поедет.
Литературоведы определяют множество функциональных систем персонажей, кто-то выделяет 30 функций, кто-то более ста.
Например, В. Пропп выделил для сказки персонажей, которые выполняют в общей сложности 31 функцию: герой, ложный герой, отправитель, отец царевны, царевна (та, которая ищется), помощник, даритель, вредитель.
В японском театре Кабуки обязателен главный герой – смелый воин или благородный влюбленный. Есть еще положительный персонаж, который совершает плохой поступок в силу заблуждений или обстоятельств. Хитрый, коварный антагонист. Комик – главная задача которого передать комическую сторону происходящих событий. Ребенок. Женские образы: прекрасная дама, воительница, супруга, наставница.
В итальянской комедии Дель арте более ста масок, но основные функции таковы: безродный герой, влюбленный, влюбленная, скупой купец, псевдоученый, судья, хвастливый и трусливый воин, умные слуга и служанка, глупые слуга и служанка, веселый паяц, печальный паяц и другие.
В любом случае, персонажи связаны с героями и действуют. Без них невозможно развитие сюжета.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ
Предлагаю вам простую схему функциональной системы персонажей. Я рассмотрю их по отношению к главному герою, но точно такие же группы могут быть и у антагониста.
Итак, выделим 3 круга окружения. В каждом разное количество возможных секторов. Это не значит, что в произведении должны быть персонажи из всех секторов, но мы рассмотрим возможные.
1 КРУГ
Это круг персонажей, наиболее близких к герою. Персонажи со своими характерами, оттеняющими характер героя, со своими мотивами, целями, активно действующие, некоторые из них могут иметь свою сюжетную линию. Состоит из 5 секторов.
► Родственный – родители, родственники, дети, супруг, супруга. Родственные отношения не всегда являются дружескими, родные люди могут не понимать героя и даже противостоять ему. Эти персонажи могут быть как второго или третьего плана, так и эпизодическими, закадровыми. О них я уже говорил в статье о композиционном строении системы персонажей.
► Сердечный – любимый человек, любящий человек. Как правило, это такие персонажи, которые тесно связаны с героем, у которого к ним максимум доверия. Однако это не значит, что они не могут изменить или предать.
► Дружеский – главные друзья, главные помощники героя, союзники, соратники, единомышленники. Как правило, это персонажи второго и третьего плана. Самые активные участники развития сюжета. Разные по характеру и роли. Могут иметь свои сюжетные линии.
► Авторитетный – наставник, учитель, начальник и др. Персонажи, имеющие авторитет у героя, те, у которых он обучается, получает информацию, советы и помощь. Обычно это персонажи третьего плана или эпизодические.
► Ложный дружеский – трикстер (провокатор), оборотень-предатель. Персонажи второго или третьего плана со своими характерами, скрывающие мотивы и цели до поры до времени. Обычно рано или поздно переходят в 3 круг.
2 КРУГ
Обычно это эпизодические персонажи – сопровождения или свободные, массовка. Менее активны, чем персонажи первого круга, выполняют определенные функции. Не описываются подробно, не имеют своей сюжетной линии. Состоит из 5 секторов.
► Нейтральный – знакомые и незнакомцы, массовка. Все, с кем так или иначе сталкивается герой.
► Информативный – персонажи, дающие герою информацию любого рода: изобретатель, ученый, журналист, врач, сплетник, соседи, попутчики и т.д.
► Рабочий – коллеги по работе, так или иначе помогающие или мешающие герою.
► Властный – представители власти разного рода, тоже помогающие или мешающие герою в зависимости от обстоятельств.
► Свободный – персонаж-одиночка, не связанный с другими, помогающий или мешающий герою при определенных обстоятельствах. Или свободный персонаж, не связанный ни с героем, ни с другими персонажами.
3 КРУГ
Это и активные персонажи-враги, с которыми борется герой, имеющие свои характеры, мотивы, цели, сюжетные линии. И очень интересные персонажи – неопределившиеся, сомневающиеся по разным причинам либо совершающие поступки по незнанию, по глупости. Состоит из 3 секторов.
► Вражеский – антагонист, окружение антагониста, перебежчики. Второй главный герой, тот, с кем борется герой. Имеет свое окружение. О главных героях мы еще поговорим. Сюда же входят персонажи ложного дружеского сектора, отношение к которым, что у героя, что у антагониста может быть двояким в зависимости от степени доверия.
► Недружеский – недруг, соперник, завистник. Эти персонажи действуют отдельно или совместно с антагонистом.
► Неопределенный – сомневающиеся персонажи. Помогающие или мешающие герою в зависимости от своих мотивов, целей, воззрений.
Об ошибках при создании функциональной системы персонажей я обязательно еще расскажу, а далее поговорим о третьей системе, которая, по мнению многих, является самой главной.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература