Найти тему

Изменения в Законе № 44-ФЗ: организационные особенности

Снежана Постовалова, старший юрист Экспертного центра Института госзакупок
Снежана Постовалова, старший юрист Экспертного центра Института госзакупок

В данном материале автор предлагает ознакомиться с некоторыми изменениями, предусмотренными Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ, и касающимися вопросов регулирования процесса организации закупочной деятельности заказчиков по Закону № 44-ФЗ.

1. Сроки хранения документов

С 1 января следующего года ст. 4 Закона № 44-ФЗ будет дополнена новой частью (ч. 15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). Указанная норма будет предусматривать специальные сроки хранения информации и документов, образующихся в процессе закупочной деятельности заказчика.

Так, будет прямо закреплено, что информация и документы, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, формируемые и составляемые заказчиком (за исключением формируемых и размещаемых в ЕИС и (или) на электронной площадке, специализированной электронной площадке), а также полученные заказчиком при определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальных цен единиц товара, работы, услуги, начальной суммы цен указанных единиц, максимального значения цены контракта, при обосновании (за исключением включаемых в контракт в качестве обоснования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) таких начальной (максимальной) цены, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальных цен единиц товара, работы, услуги, хранятся заказчиком не менее 6 лет с момента начала закупки.

При этом автор напоминает, что в соответствии с Законом № 44-ФЗ закупка начинается с размещения извещения или направления приглашения (в закрытых процедурах), а в случаях, когда извещение или приглашение законом не предусматривается, с заключения контракта.

2. Приоритетность структурированных информационных форм

Также с 01.01.2022 в ч. 4 ст. 5 Закона № 44-ФЗ будет прямо закреплено правило, согласно которому, в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в ЕИС, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет будет иметь информация, содержащаяся в ЕИС.

А так как в следующем году все еще сохранится необходимость предоставления части документов в формате вложений (не в структурированной форме), данная норма будет способствовать решению достаточно распространенной на практике проблемы с указанием разночтивой информации. Например, когда в структурированном извещении и в документации о закупке, которая сейчас прикрепляется отдельным файлом в текстовом формате, указаны противоречивые сведения, что чаще всего квалифицируется антимонопольными органами как административное правонарушение по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, штраф за совершение которого составляет 3 000 рублей на должностное лицо.

Однако также стоит обратить внимание читателя не то, что в новой редакции Закона № 44-ФЗ (с учетом оптимизационных поправок) отсутствует подобное правило касательно информации, размещаемой на электронных площадках в структурированном виде и в виде вложенной информации. Из чего следует, что однозначного разрешения вопроса с возможными разночтениями в составе заявок участников однозначного решения законодательством не предусмотрено.

3. Изменения в работе комиссий

В первую очередь стоит отметить, что из положений Закона № 44-ФЗ исключаются как таковые разновидности комиссий (то есть: аукционные комиссии, конкурсные комиссии и другие, в том числе исключается термин «единая комиссия»).

Теперь законодательством будет предусмотрено единое наименование такого органа – «комиссия по осуществлению закупок».

Согласно новым правилам, минимальное число членов такой комиссии должно будет составлять 3 человека, а максимальная численность по-прежнему не определена.

Кроме того, будет прямо предусмотрена возможность участия в заседаниях комиссии посредством систем видео-конференц-связи.

4. Применение электронной подписи

В новой редакции Закона № 44-ФЗ (с 01.01.2022) предусматривается, что все протоколы, которые формируются в ходе осуществления конкурентных закупок:

1. Формируются заказчиком с использованием электронной подписи (в соответствии с Приказом Минфина России от 31.07.2020 № 158н оформление и размещение протоколов определения поставщика относится к компетенции работников контрактной службы).

2. Должны в обязательном порядке подписываться каждым членом комиссии с помощью личной электронной подписи каждого из них.

Такой механизм уже реализован в отношении процедуры запроса котировок в электронной форме, действующей с 1 апреля текущего года. Однако всем заказчикам и в том числе тем, которые, например, не проводили в этом году данную процедуру, важно помнить, что для обеспечения бесперебойной работы и нормального функционирования организации в части осуществления закупочной деятельности стоит позаботиться о получении электронной подписи на каждого члена комиссии заранее.

При этом также важно помнить, что ответственность за использование электронной подписи лежит именно на ее владельце, а Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» вовсе не предполагает передачу права ее использования другому лицу. В том числе на основании какого-либо распорядительного документа либо доверенности.

Подписание электронного документа несколькими электронными подписями предусмотрено также для случаев, когда в целях обеспечения приемки продукции у заказчика создана приемочная комиссия. По общему правилу для каждого члена такой комиссии также потребуется оформление электронной подписи.

При этом важно отметить еще тот факт, что Закон № 44-ФЗ допускает возможность привлечения в качестве членов комиссий (не только к работе комиссии по осуществлению закупок, но и в состав приемочной комиссии) лиц, не являющихся работниками заказчика. Однако, в случае привлечения таких лиц в приемочную комиссию в соответствии с пп. «а» п. 5 ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ в редакции с 01.01.2022 прямо предусмотрена возможность подписания документа о приемке, составление и подписание мотивированного отказа от подписания документа о приемке без использования усиленных электронных подписей и ЕИС, в таком случае заказчик должен будет приложить подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов.

А в отношении работы комиссии по осуществлению закупок такая альтернатива законодательством не установлена. Следовательно, лица, привлеченные к работе такой комиссии, не являющиеся сотрудниками заказчика, также в обязательном порядке должны будут иметь персональные электронные подписи, о чем также надлежит позаботиться заблаговременно.

Автор статьи: Снежана Постовалова, старший юрист Экспертного центра Института госзакупок

Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 10 (86), октябрь 2021 г.)

Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: