Найти в Дзене
Раиля Иксанова

Возвращение блудного мужчины

Часть 2

Тайфур старался угодить своей первой жене, поэтому без подсказки брался за любую работу. За время его отсутствия хозяйство пришло в упадок. В свободное время после работы принимался чинить сараюшки (Мастура одну корову держала) и штук пяток овечек и кур домашних.

Для двоих с дочкой им хватало с лихвой, даже умудрялась кое- что из излишков продавать на базаре.

Девочки подружились сразу. Им вдвоем было интересно, а Зухра, которая была старше на два года, взяла шефство над маленькой Нажией. Бабушек поблизости не было (они проживали в другой деревне), поэтому девочек папа водил в детский сад и сам же забирал после работы. У Мастуры дойка на ферме три раза, и она не успевала за всем уследить.

В первые месяцы женщине было очень горько на душе от одной только мысли, что ушедшая в мир иной молодая соперница была любимой у их общего мужа.

Она находила любой предлог, чтобы ложиться позже Тайфура укладываться спать: то она довязывала носочки для девочек, то теребила пряжу, то подшивала оторванные пуговицы на платьишках дочурок, или же штопала шерстяные носки мужа.

Мужчина, чувствуя свою вину, и благодарный за прощение его измены, стал более внимательно относиться к супруге и проявлял нежность, чего раньше не наблюдалось с его стороны.

Потихоньку Мастура стала оттаивать и забывать свою обиду на мужа. Она и сама поверила, что обе девочки родные ей; и казалось, что она сама их родила обеих.

Конечно, без ссор не обходилось — иногда младшая проявляла характер, и тогда старшей ничего не оставалось делать, как уступать Нажие. Но недоразумения происходили очень редко. У обеих девочек был отцовский, отходчивый и мягкий характер. Хоть в этом всем повезло.

Мастура изредка внимательно приглядывалась к малышке, стараясь найти знакомые черты её матери. А только Нажия, чем старше становилась и взрослела, она больше стала походить на Тайфура. Надобно сказать, что и Зухра была вылитая, как папа.

Прошли годы. Зухра вышла замуж и улетела из отцовского гнезда в другой район. Дома осталась Нажия, она же и помощница для матери. Девочка не помнила родную маму, поэтому Мастура заменила её. Она долгие годы считала её родной матерью. Никто не говорил ей правду и секрета не раскрывал.

Нажия хорошо училась в школе, и с начальных классов для себя решила, что станет учительницей.

По окончании средней школы, сразу поступила в пединститут на естественно — географический факультет.

Несмотря на то, что в ее группе много было студентов из местных, то есть городских семей, она ничем не уступала им по знаниям. Она продолжала заниматься в полную силу своих возможностей. В первый год учебы она познакомилась с девушками из родного района, которые обучались на ее же факультете, и крепко подружилась с ними.

Девушки были скромные, некурящие, и отличались хорошим поведением. С парнями не дружили, считая, что учеба должна быть на первом месте.

Родители у Нажии старели, нет- нет, да какой- нибудь недуг валил их с ног. Но люди старой закалки не привыкли валяться без дела на диване. Хотя и старики оба были на пенсии, продолжали вести хозяйство, из крупного рогатого скота было две коровы, лошадь, овечки. Без лошади в селе не обойтись. Она сама себя может прокормить. Да и сено Тайфур сам вывозил, не дожидаясь колхозного трактора. Пока все жители вывезут с поля сено, может и снег пойти. А он привык все делать вовремя.

Нажия уезжала в воскресенье в город на учёбу. Но и за один день успевала во многом помочь матери. Осенью резали гусей и уток. Она не чуралась никакой работы. Все умела делать, не росла белоручкой. Деревенские девушки обязаны все уметь делать — считали Тайфур с Мастурой. Поэтому у отца Нажии никогда не приходила на ум мысль, что мачеха заставляет изрядно заниматься падчерицу домашней работой. Иногда он переживал, что дочка, раскрыв секрет, будет иначе относиться к нему, и начнет осуждать его ошибки жизни.

Мама Миляуши один - единственный раз виделась с внучкой, ито в то время, когда та была несмышленой девчонкой, лет пяти, не более.

— Вы уж извините меня, Мадина - апа, но ради вашей внучки, лучше не встречаться с ней, иначе может это навредить и ей, и моей дочке. — Пусть она думает, что я родная мама обеих девочек. А если хотите делать подарки, то можете передавать их через свою сестру Шагиду, которая проживает недалеко от нас, — с такой просьбой обратилась Мастура к матери второй жены Тайфура.

— Я, конечно, буду скучать по Нажии, и боюсь, что люди осудят меня, что не интересуюсь внучкой, но не могу не согласиться с твоими доводами. — Хотя ты и молода, а мудра не по возрасту. Пусть будет так, как вы хотите с моим зятем, — дала такой ответ безутешная в своем горе старая женщина.

Её Миляуша была младшим ребенком в семье, и все остальные давно уже сами свили гнездо, и их дети отучились в школе. Разница в возрасте между ее детьми была большая, потому что Миляуша появилась на свет, когда маме исполнилось уже сорок пять лет. У её детей были свои уже внуки. Сама Мадина проживала в одном доме с младшим сыном. Её супруг, участник и инвалид Великой Отечественной войны, как лет пять покоится на погосте. Старые раны не дали ему дожить до свадьбы золотой.

Когда Нажия училась на последнем курсе института и собиралась летом отправиться с группой на экскурсию в Башкортостан, отец подозвал её и попросил пройти в её спальню. У Нажии от плохого предчувствия бешено забилось сердечко, потому что замечала, что отец, медленно угасает от какой- то непонятной болезни. Ещё в тот предыдущий приезд она задавала ему вопрос:

— Папа, в чем дело, ты плохо выглядишь. Мне не нравится твой внешний вид, — обратилась с участием в голосе младшая дочь.

Зато старшая дочь, Зухра, в те выходные, когда навещала их, не уделила отцу даже пяти минут времени, а всё шушукалась с матерью на улице, боясь быть услышанной отцом. Тайфур и не лез в женские дела, поэтому держался в сторонке. Мастура не хотела расстраивать супруга, (Тайфур в последнее время чувствовал себя неважно) и не хотела втягивать его в эту неприятную ситуацию. У старшей дочери в семье были проблемы с мужем Дамиром. Под старость вдруг собрался уйти из семьи, и перебраться к какой- то вдовушке. Хотя какой он старый, ему недавно только стукнуло сорок лет.

— Усаживайся удобно, доченька, — обратилась с просьбой Тайфур. — Я серьезно болен, ты уже и сама это знаешь. Мне врачи сказали, что остались у меня считанные дни.

— Папа, ты меня начинаешь пугать, — воскликнула Нажия неожиданно. — Не томи уже, говори скорей.

— Доченька, мне совесть велит раскрыть тебе одну тайну, которую не хочу уносить в могилу.

— Папочка, я уже догадываюсь, о чем хочешь сказать мне, какую новость желаешь донести мне.

— Но ты дай мне слово, что не станешь упрекать меня и осуждать за мой поступок. — Надеюсь, не перестанешь меня меньше уважать?

— Тайфур, Нажия! Где вы? Куда пропали? — внезапно услышали они крик Мастуры.

— Ты иди, я тут посижу немного и приду, — слабым голосом произнёс отец.

Нажия ушла на зов матери и поспешила на кухню, чтобы помочь накрывать на стол. С обедом они итак припозднились.

Дочь с мамой уже уселись на свои места, а Тайфур все не шел и мешкал, задерживаясь непонятно по какой причине.

— Нажия. Иди, позови уже отца, — обратилась Мастура к ней с просьбой.

— Хорошо, мамочка, — ответила дочь и отправилась звать его.

При виде папы, который лежал на полу в неестественном положении, Нажия чуть не упала в обморок, испуганно закричала, а только голоса не было слышно: получился только писк.

Не дождавшись ни мужа, ни дочки, Мастура поспешила за ними в комнату.

От увиденной картины, женщина сама готова была закричать от испуга.

И тут как раз к ним зашла соседка, тётя Закия, попросить соли. Она, не увидев никого на кухне, прошла в комнату. Старая женщина, которая помогла не одному десятку появиться на свет, поспешила к мужчине, лежавшему на полу, и стала прощупывать пульс. Еле- еле прослушивался он.

— Вызывайте быстро Скорую! — скомандовала зычным голосом старая повитуха. Нажия выбежала на кухню и стала набирать номер Скорой помощи — 03.

Тайфура осторожно положили на носилки и увезли в районную больницу. По дороге он испустил дух.

Нажия сколько помнит себя, не видела маму такой расстроенной и взволнованной. Когда приехали родственники, с которыми девушка не была знакома, она повела себя очень странно. Приезжие гости как- то грубо обращались с женщиной, спорили по какому- то вопросу и никак не могли прийти к соглашению.

Несмотря на то, что женщинам не полагалось заходить на территорию кладбища, Нажию никто не смог удержать от этого. Когда она увидела выкопанную яму, невольно взгляд ее упал на соседнюю могилу. С фотографии на неё глядела молодая женщина, напоминавшая кого- то из знакомых.

И тут она всё поняла и догадалась, о чём хотел сказать папа перед кончиной.

Когда отцу отвели сорок дней, Нажия узнала всю правду из уст Мастуры. Девушка с горячей благодарностью пожала её мозолистую руку и поцеловала.

— Мама, я тебя не оставлю одну. — Я скоро буду защищать диплом и приеду работать в нашу родную школу.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Понравилась публикация? Ставьте, пожалуйста, лайк, делитесь публикацией в соцсетях, подписывайтесь на мой канал.

НАЧАЛО МОЖНО ПРОЧИТАТЬ ЗДЕСЬ,

https://zen.yandex.ru/media/id/5cacca5aaeacde00ae23668b/vozvrascenie-bludnogo-mujchiny-6159136e947bc230148412b7 Часть 1