За российский футбол заплатят 400 миллионов долларов
Не зря сетуют олимпийские чемпионы и просто спортсмены из нефутбольных видов спорта: как бы они не выступали и чего бы не добились, все всё равно станут говорить о футболе, а футболисты всё равно будут получать миллионы. Наша сборная в кризисе. Наши клубы – в ужасе. Россия всё ниже падает в таблице коэффициентов, а рейтинги спорта №1 падают 9но он всё равно №1). Но именно теперь, когда дно уже кажется близким, когда экономика на спаде, а коронавирус на подъеме, на российский футбол пролился по российским же меркам золотой дождь. «Матч ТВ» заплатит Премьер-лиге за права на трансляции чемпионата России 28,6 млрд. рублей. Для сравнения: предыдущий контракт был на 6,8 млрд. Стоимость выросла более чем в четыре раза. Эксперты, конечно, говорили, что наш чемпионат недооценен, но такой скачок – это сильно. Впрочем, неутомимый фантазер Валерий Газзаев постоянно повторял, что права должны стоить в 40 (!) раз больше – и вот он, наверное, всё равно недоволен.
Что же означает новый телеконтракт? Для нас с вами – почти ничего. Футбол как показывали, так и будут показывать. Только вот топовые комментаторы футбола уходят с «Матч ТВ», а с ними уходит и качество. Вот в этом смысле станет хуже. А картинка будет зависеть уже от самих футболистов: как станут играть, такое впечатление у нас от зрелища и получится.
А что меняется для российских футболистов? Вот у них точно всё будет отлично! Для начала уточним, что упомянутые миллиарды рублей выплатят, разумеется, не сразу, а четырьмя частями. Которые будут распределены неравномерно. Первые два сезона – по 6,6 млрд., потом два сезона по 7,7 млрд. Причем, что важно, изменится пропорция. Прежде 40% от всех денег распределялись поровну между всеми участниками, а остальные 60% - пропорционально, в зависимости от занятых мест и некоторых других нюансов. Если помните, когда погибал «Тамбов», РПЛ согласилась заплатить ему вперед его долю телеправ, чтобы закрыть пробоины в бюджете. Закрыть их всё равно не удалось, развалившаяся команда проиграла все матчи, растворилась на бескрайних просторах, а теперь дело дошло до уголовки. Это на зарплаты игрокам не хватало, а вот кому надо – хватало и еще оставалось! Так вот при теперешнем раскладе (если, конечно, не воровать), «Тамбов» получил бы более 290 миллионов рублей. Этого не просто хватило бы на полноценный сезон (не шикуя, конечно), но и было бы в два с лишним раза, чем получал по старому контракту чемпион страны. Еще раз: по новому контракту абсолютно худшая команда РПЛ получит больше, чем получал бы по старому контракту даже чемпион!
Для маленьких клубов – это почти спасение. Но только если не воровать. И это же почти решение пресловутого вопроса ухода от бюджетного финансирования. Даже если у местного губернатора или мэра изменились планы, новый контракт гарантирует, что клуб не погибнет. Черную икру ложками есть не получится, но на гречку, хлеб с маслом и салат оливье по праздникам должно хватить. Только если у кого-то не загорятся огнем глаза и не вспотеют руки, к которым начнут прилипать эти деньги. И если не тратить миллионы на покупку мутных легионеров через мутных агентов. Но в теории маленькие клубы и даже середняки должны быть в восторге. Для топов увеличение телевизионных выплат в четыре раза – тоже отличная новость. Но в структуре их бюджетов эти суммы все равно не будут определяющими. Примерно 610 миллионов, которые получит чемпион от «Матч ТВ» - это по текущему курсу приблизительно 8,4 миллиона долларов. Вспомним, что один только «Локомотив в одно только минувшее трансферное окно потратил более 30 миллионов евро и поймем, что железнодорожники прогуляли все потенциальные телепоступления на всё время действия контракта лиги с «Матчем» - даже если «Локо» вдруг выиграет все четыре первенства.
Что, конечно, очень вряд ли. В общем, для побед над грандами и урагана в Лиге Чемпионов этих денег так и так не хватит. Но, по крайней мере, в таблице теледоходов наша лига смотрится уже не хуже, чем в таблице коэффициентов. Ведь при старом контракте она занимала странное 18-е место в Европе. И если отставание от помешанной на футболе Шотландии или от богатых Швейцарии и Израиля понять можно, то каким образом румынская лига получала больше российской - объяснить нелегко. Тут надо попутно договориться о критериях оценки. Нет смысла ориентироваться на площадь страны и ее население. Или на какие-то исторические заслуги. Телевидение платит за продукт, который выгоден рекламодателям и отбивает вложения. Чтобы вернуть инвестиции нужен интерес к футболу внутри страну (и интерес к ее чемпионату за рубежом!) и нужно большое количество платежеспособной аудитории. Поэтому не удивляйтесь, что мы все еще отстаем от Бельгии или Португалии. Но уже обошли и ту же Шотландию с Австрией и Швейцарией – и даже Голландию!
Однако здесь важно обозначить несколько вещей дополнительно. Во-первых, доходы в Европе формируются во многом за счет показа матчей по платному телевидению. В России все попытки приучить аудиторию платить за футбол провалились. Она привыкла смотреть даром и будет смотреть даром. Во-вторых, не стоит думать, что в футбол пришли через телевидение частные деньги. «Матч ТВ» - это «Газпром». Для которого футбол – одно из любимых развлечений. Даром что ли газпромовский «Зенит» побеждает уже три года в РПЛ и, судя по всему, способен повторить серию побед романцевского «Спартака» времен 90-х. В-третьих, новый контракт появился без тендера. То есть тендер впервые в истории должен был пройти. «Сбер» через свою платформу Окко пытался поучаствовать. И бывший шеф РПЛ Сергей Прядкин окончательно добил свои шансы удержаться на посту именно желанием провести тендер.
Мечты должны сбываться только для одного конкретного мечтателя. Тем не менее, появление Окко, а также шаги за кулисами Яндекса и Телеспорта сыграли свою роль. Ведь первоначальное предложение «Газпрома» было намного скромнее: 4,5 млрд. за сезон. И только когда Окко заявил о готовности превысить его более чем на треть, «Матч ТВ» заявил о теперешних условиях. Они немногим лучше, чем у Окко, но РПЛ, по словам ее членов, предпочла проверенную синицу в руках. Отношения налажены, а деньги те же, что у конкурентов. Ну, и админресурс не забываем. Так, что, как ни парадоксально, чем хуже играют наши футболисты, тем выше их благосостояние.