Сегодня мы снова поговорим о творчестве, но на этот раз не о лепке, а о живописи. И если лепка из полимерной глины мое (относительно) новое увлечение, то кисточку в руки я взяла задолго до академических часов по живописи в колледже. То есть пишу я очень давно. Холсты и кисти, краски и разбавители – неотъемлемая часть моей жизни. Если нет заказов, пишу на продажу, или в подарок, или просто для души. Рано или поздно любая картина находит свой дом.
Так вот. Этим летом у моей мамы был юбилей. Мама «Лев» по гороскопу. Гороскопы в нашей семье никто всерьез не воспринимает, особенно прогнозы и предсказания. Но некоторые черты характера, которые приписывают людям определенного знака, часто имеют место быть. А львов мама к тому же любит. Есть у нее огромный гобелен, изображающий львицу с львятами. И вот мы с мужем решили, что в этом прайде не хватает отца семейства.
Лев получился важный и суровый. Плюс пейзаж, изображающий утреннюю саванну, по цветовой гаме очень хорошо вписывался в мамин интерьер. Заказала раму. Немного понервничала, когда оказалось, что ее не успевают сделать в срок в багетной мастерской. Большущее спасибо девочкам-менеджерам, постарались как для постоянного клиента поставить заказ в приоритет без переплаты, и картина оказалась «одета» как раз к дате юбилея.
И вот приехали на праздник. Поздравили юбиляршу. Картину сразу же и повесили. У мамы две двоюродные сестры – тётя Нина и тётя Зина. Дамы чрезвычайно любопытные и к тому же из тех, кто обожает «учить жизни». Мама специально пригласила их отметить с утра, а детей и внуков - ближе к обеду. Потому что в данном случае разные поколения не особенно находят общий язык. Но, конечно, тетушки слегка задержались, чтобы поглазеть - какие подарки привезет «молодняк», кто во что будет одет, у кого какой маникюр, какая сумка и так далее. И, судя по восторженным взглядам - подарочный Лев тетушкам понравился.
А потом произошел такой диалог:
- Света, а заказы ты принимаешь?
- Конечно. В основном на заказ и пишу.
- И сколько будет стоить такая картина?
- От двенадцати до восемнадцати тысяч - в зависимости от сложности. Такая как эта – пятнадцать тысяч, - отвечаю.
Тетушка впадает в ступор, в голосе бурное негодование:
- Сколько?! Пятнадцать?
- Ну а сколько, по-вашему? – спрашиваю. – Это живопись – ручная работа. Картина существует в единственном экземпляре. Не является копией. Это вполне адекватная и даже небольшая, как для родственницы, цена.
Конфликта никакого не было. Тетушка закатила глаза к потолку, прыгнула в такси и уехала.
Но я это вовсе не о зловредности тетушки. Она - обычная женщина, каких много. Меня удивляет другое – очень многие люди почему-то считают, что написанная художником картина может стоить, как печать на холсте. И бывают такие нехорошие «художники», которые печать на холсте слегка промазывают маслом, ставят подпись и выдают за авторскую работу по бросовой цене. Друзья мои, работа даже неизвестного художника, не состоящего в «Союзе Художников» и не имеющего в активе наград и выставок, все равно не может стоить пять тысяч за картину размером пятьдесят на шестьдесят сантиметров! Такая цена всего лишь окупит материалы. А работа видимо должна быть во имя какой-то светлой идеи? Но, пардон, художник тоже хочет кушать, одеться и даже культурно отдохнуть.
А что вы думаете обо всей этой ситуации? Должен ли художник, особенно малоизвестный, работать – «за идею»?
Прекрасной осени Вам.
Ваша Солнечная Мышь