Найти в Дзене
Основной аэродром

📅 Высотный самолёт Junkers Ju 49 и первый полёт «чебурашки» Ан-74. «День в истории авиации» №92 (27 сентября—3 октября)

Оглавление

Торпедоносец из почтового самолёта, несостоявшийся чехословацкий Spitfire и многое другое в свежем выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️

27 сентября

27 сентября 1949 года — первый полёт палубного истребителя Arsenal VG 90. /Франция/

Не желая отставать от мировых тенденций, ВМС Франции в 1946 году объявило конкурс на разработку реактивного палубного истребителя. Участие в конкурсе приняло 3 компании. Arsenal de l'Aéronautique, взяв за основу свой опытный реактивный самолёт VG 70, представила проект VG 90.

Это был одноместный высокоплан с убираемым шасси и стреловидным (25°) крылом. Двигатель Rolls-Royce Nene 102 с тягой 22,2 кН позволял развить скорость до 855 км/ч. Дальность полёта — 1550 км. Вооружение — 3 × 30-мм пушки + 2 × 500-кг бомбы.

Испытания выявили проблемы самолёта — с воздухозаборниками, с элеронами, плохая видимость при посадке и т.д. Частично их удалось устранить. Но, к сожалению, оба построенных прототипа Arsenal VG 90 разбились во время испытательных полётов. В 1952 году проект был закрыт. Третий прототип так и не был закончен.

28 сентября

28 сентября 1938 года — первый полёт поршневого истребителя Avia B.35. /Чехословакия/

В 1935 году на вооружение ВВС Чехословакии поступил истребитель-биплан Avia B.534. Но было уже очевидно, что к концу 1930-х годов он устареет. Поэтому ВВС опубликовало требования на разработку истребителя-моноплана для замены B.534. Компания Avia начала работу над проектом B.35, возглавил который конструктор Франтишек Новотны (František Novotný).

B.35 представлял собой элегантный низкоплан с эллиптическим крылом (как у Supermarine Spitfire) и неубираемым шасси. Оснащался двигателем Hispano-Suiza 12Ycrs (860 л.с.) Максимальная скорость — 495 км/ч, дальность полёта — 550 км. Вооружение — 20-мм пушка Hispano 404 и 2 × 7,92-мм пулемёта vz.30.

Несмотря на перспективную конструкцию и неплохие лётные характеристики, в серийное производство B.35 не запустили. Два прототипа были потеряны в авариях. Последний B.35/3, с убираемым шасси, построили уже после оккупации страны Германией, и он стал прототипом для истребителя Avia B.135.

29 сентября

29 сентября 1983 года — первый полёт транспортного самолёта Ан-74. /СССР/

В 1982 году в ОКБ Антонова начали работу над специализированной версией Ан-72 для использования в Арктике и Антарктике. Модифицированный самолёт получил обозначение Ан-72А («Арктический»). Через год название проекта официально изменили на Ан-74.

Как и его предшественник, Ан-74 был высокопланом с Т-образным хвостовым оперением. 2 × двигателя Д-36 с тягой 63,7 кН установлены над крылом для увеличения подъёмной силы за счёт эффекта Коанда. От Ан-72 отличался более мощной вспомогательной силовой установкой, баками большего объёма, противообледенительной системой крыла и т.д. Брал на борт до 10 пассажиров или 5000 кг груза. Крейсерская скорость — 700 км/ч, дальность полёта — 4150 км.

После успешного прохождения испытаний Ан-74 был запущен в серийное производство. Выпустили 81 самолёт (последний — в 2013 году). Более 50 из них сегодня находятся в эксплуатации в России, Украине, Египте, Иране и т.д.

30 сентября

30 сентября 1932 года — первый полёт бомбардировщика-торпедоносца Blackburn B-5 Baffin. /Англия/

В 1929 году в эскадрильи воздушных сил Королевского ВМФ Великобритании стал поступать торпедоносец Blackburn Ripon. Он был оснащён устаревшим двигателем Napier Lion, поэтому уже через 3 года Blackburn Aircraft начала работать над обновлением этого самолёта. Взяв Ripon за основу, компания разработала проект бомбардировщика-торпедоносца B-5 Baffin.

Отличия от Ripon были минимальны. B-5 представлял собой двухместный биплан с неубираемым шасси. Радиальный двигатель Bristol Pegasus I. M3 (565 л.с.) позволял развить скорость до 219 км/ч. Дальность полёта — 790 км. Вооружение состояло из 2 × 7,92-мм пулемётов + 820-кг торпеда или 740 кг бомб.

После сравнительных испытаний B-5 Baffin приняли на вооружение. Всего было выпущено 97 самолётов, всех версий. Кроме ВМФ Великобритании, они также стояли на вооружении ВВС Новой Зеландии.

1 октября

1 октября 1947 года — первый полёт лёгкого самолёта Anderson Greenwood AG-14. /США/

В 1947 году в Хьюстоне, штат Техас три инженера — Бен Андерсон, Марвин Гринвуд и Ломис Слотер-младший (Ben Anderson, Marvin Greenwood & Lomis Slaughter Jr) — основали компанию Anderson Greenwood. Они собирались разрабатывать и производить лёгкие самолёты. Первым проектом компании стал AG-14.

AG-14 был двухместным высокопланом с двухбалочным хвостовым оперением и неубираемым шасси. Оснащался двигателем Continental C90-12FP (90 л.с.), вращавшим толкающий пропеллер. Крейсерская скорость — 180 км/ч, топлива хватало на 4 часа полёта.

Самолёт получил положительные отзывы от испытывавших его пилотов. Но, увы, выпустили лишь 5 единиц AG-14. С началом войны в Корее компания Anderson Greenwood предпочла выпускать детали для самолётов других производителей. На 2018 год 2 самолёта AG-14 находились в лётном состоянии.

2 октября

2 октября 1931 года — первый полёт экспериментального высотного самолёта Junkers Ju 49. /Германия/

Немецкий научно-исследовательский институт авиации в 1928 году начал исследования в области полётов на большой высоте. Компания Junkers Flugzeug- und Motorenwerke получила заказ на разработку экспериментального высотного самолёта. Проект получил обозначение Ju 49.

Ju 49 представлял собой цельнометаллический низкоплан с неубираемым шасси. Внутри фюзеляжа была установлена специальная гермокабина с подогревом и небольшими иллюминаторами, рассчитанная на 2 членов экипажа. Специально разработанный для этого самолёта двигатель Junkers L88a (800 л.с.) позволял развить скорость до 146 км/ч.

В ходе своих первых полётов Ju 49 смог подняться до высоты 6000 метров, ещё через 2 года — до высоты 9300 м, в 1935 году — до 12450 м. Полученный опыт позже использовался при разработке высотных бомбардировщиков и разведчиков. Единственный построенный Ju 49 разбился в октябре 1937 года.

3 октября

3 октября 1931 года — первый полёт бомбардировщика-торпедоносца Latécoère 290. /Франция/

В 1927 году Latécoère разработала успешный почтовый самолёт Latécoère 28. Спустя 2 года конструкторы компании решили взять его за основу для проекта торпедоносца. Новый самолёт получил обозначение Latécoère 290.

Аналогичный по конструкции своему предшественнику, Latécoère 290 был высокопланом с неубираемым шасси (на заводе ставили колёсное шасси, которое позже меняли на поплавковое). Оснащался двигателем Hispano-Suiza 12Nbr (650 л.с.) Максимальная скорость — 210 км/ч, дальность полёта — 700 км. Вооружение состояло из 3 × 7,7-мм пулемётов + 1 торпеда или 2 × 150-кг бомбы.

После успешных испытаний, Latécoère 290 начали поступать в эскадрильи Морской авиации Франции. Было выпущено 35 самолётов основной модификации + 3 экспериментальных, отличавшихся в основном двигателями. Latécoère 290 эксплуатировались до 1939 года.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории