Найти в Дзене
Auto Trip

Дорожное кино (Road movie)

Дуэль "Duel" 1971г. Первый полнометражный фильм знаменитого Стивена Спилберга. Психологический триллер "Дуэль" это дорожное кино в двухсотпроцентном смысле этого словосочетания. С течением времени этот фильм стал золотой классикой и по настоящему культовым кино. Позднее многие приемы и то как сняты ключевые сцены можно наблюдать в более современных дорожных фильмах. Все, абсолютно все действие фильма происходит на дороге, а именно на пустынном хайвее где обычное перемещение от пункта А до пункта Б превращается в сумасшедшую гонку и одержимую борьбу за жизнь. У фильма есть свой особый стиль. Тут не раскрываются характеры участников действия, нет никакой предыстории и о персонажах ничего не известно. Нам как бы показывают просто отрывок из жизни 2-х человек повстречавшихся на пустом, безлюдном шоссе. Все начинается с того, что главный герой едет в другой город на легковом автомобиле. В кадре задействован красный Плимут Валиант (Plymouth Valiant). Ему необходимо в сжатый срок преодоле

Дуэль "Duel" 1971г.

Первый полнометражный фильм знаменитого Стивена Спилберга. Психологический триллер "Дуэль" это дорожное кино в двухсотпроцентном смысле этого словосочетания. С течением времени этот фильм стал золотой классикой и по настоящему культовым кино. Позднее многие приемы и то как сняты ключевые сцены можно наблюдать в более современных дорожных фильмах. Все, абсолютно все действие фильма происходит на дороге, а именно на пустынном хайвее где обычное перемещение от пункта А до пункта Б превращается в сумасшедшую гонку и одержимую борьбу за жизнь.

Источник - "Яндекс картинки"
Источник - "Яндекс картинки"

У фильма есть свой особый стиль. Тут не раскрываются характеры участников действия, нет никакой предыстории и о персонажах ничего не известно. Нам как бы показывают просто отрывок из жизни 2-х человек повстречавшихся на пустом, безлюдном шоссе.

Источник - "Яндекс картинки"
Источник - "Яндекс картинки"

Все начинается с того, что главный герой едет в другой город на легковом автомобиле. В кадре задействован красный Плимут Валиант (Plymouth Valiant). Ему необходимо в сжатый срок преодолеть немалый отрезок пути. Выехав за город и набрав определенный темп на шоссе, герой встречает на пути старый промасленный бензовоз ползущий на малой скорости в попутном направлении. (Тягач Peterbilt образца середины пятидесятых годов).

Источник - "Яндекс картинки"
Источник - "Яндекс картинки"

При попытках его обогнать водитель грузовика ведет себя по меньшей мере странно. Он виляет прицепом и подрезает легковушку не давая себя обойти. После нескольких попыток обгон тягача все же удается, но спустя какое-то время старый бензовоз неожиданно догоняет машину и идет на обгон проявляя неожиданную прыть для такого тяжелого грузовика.

Источник - "Яндекс картинки"
Источник - "Яндекс картинки"

Обогнав тягач в очередной раз уже с немалым трудом, герой пытается
оторваться давя на газ. Казалось бы легковой автомобиль гораздо маневреннее и динамичнее грузовика, причем по виду очень старого. Но, как бы не так....

Все же на какое-то время ему удается уйти вперед и подзабыть о странном попутчике. Спустя некоторое время, в зеркале возникает уже знакомый силуэт. Грузовик начинает преследовать легковушку нагоняя её, зловеще дымя выхлопными трубами над кабиной.

Источник - "Яндекс картинки"
Источник - "Яндекс картинки"

Он приближается очень быстро и растерянный водитель прибавляет скорость. Но на сей раз грузовик не отстает. Наконец водитель легковушки ускоряется выжимая все из своей машины. Искренне недоумевая и изумленно восклицает: "Он не может ехать так быстро!".

На спидометре стрелка уходит за 100 миль в час это около 160 км/ч. Невероятно мощный двигатель бензовоза не оставляет шансов увеличить дистанцию и постоянно наращивает темп. Становится ясно, что за баранкой многотонной махины настоящий маньяк жаждущий какой то дикой игры.

Источник - "Яндекс картинки"
Источник - "Яндекс картинки"

Интересно наблюдать как в процессе погони пару раз возникает момент на котором видно как грузовик заныривая в поворот старается держатся как можно ближе к внутренней стороне поворота срезая угол. И при этом его все равно сносит наружу, что свидетельствует о предельной для такого транспорта скорости.

Настигнув машину бензовоз сигналит и как бы пытается столкнуть машину с дороги. Вдруг с левой стороны возникает придорожное кафе и преследуемый спасается вывернув руль и влетев на парковку снеся небольшое ограждение. Далее по ходу фильма будет огромное количество подобных ситуаций.

Источник - "Яндекс картинки"
Источник - "Яндекс картинки"

Персонаж в кадре, водитель красного седана, показан как обычный человек попавший в тяжелую ситуацию. Это не классический образ американского героя в привычном его виде. С непроницаемым лицом и железной выдержкой. Напротив, тут мы видим вполне живого человека с неподдельными эмоциями, поддающегося страху, панике и отчаянию в следствии свалившихся на него обстоятельств. Но несмотря на весь ужас и растерянность он борется до конца и это приносит свои плоды.

Источник - "Яндекс картинки"
Источник - "Яндекс картинки"

На протяжении фильма герой исчерпывает все попытки затеряться и уйти от своего " нового знакомого". Он пытается ждать пропуская его вперед, укрывшись на заброшенной железнодорожной станции. Ищет помощи у проезжающих мимо людей, звонит в полицию но все тщетно. Раз за разом зловещий "Петербилт" оказывается неподалеку и все начинается сначала.

Источник - "Яндекс картинки"
Источник - "Яндекс картинки"

Как часто бывает в триллерах люди вокруг безучастны и как бы не замечают очевидного. Все вокруг безразличны и холодны как бездушные манекены. Герой существует в вакууме окружившей его ситуации. Подобное добавляет ощущения сюра и безвыходности происходящего.

Источник - "Яндекс картинки"
Источник - "Яндекс картинки"

Грузовик едущий за главным героем становится настоящим кошмаром, как бы страшным сном происходящим наяву. Кажется, что это никогда не кончится.

Источник - "Яндекс картинки"
Источник - "Яндекс картинки"

Но в какой то момент наступает кульминация. Все, что происходило до этого было как бы игрой в кошки-мышки. В финале преследующий героя тягач не отступает ни на секунду и уже явно пытаясь довершить дело до конца. Но развязка оказывается непредсказуемой.

Источник - "Яндекс картинки"
Источник - "Яндекс картинки"

Большое количество номерных знаков на переднем бампере тягача по задумке авторов фильма являются трофеями с ранее встретившихся на его пути машин, как бы давая понять, что противостоящий ему красный Плимут не единственная жертва зловещего бензовоза.

Источник - "Яндекс картинки"
Источник - "Яндекс картинки"

На протяжении почти всего экранного времени герой старается убежать, пасует и отступает. Но дойдя до последнего предела оказавшись в месте куда некуда скрыться он принимает бой.

Источник - "Яндекс картинки"
Источник - "Яндекс картинки"

Фильм держит в невероятном напряжении до самой последней сцены. И несмотря на такой далекий 1971 год снят очень динамично, правдоподобно и спецэффекты не кажутся архаичными или "игрушечными" как частенько бывает в таком старом кино. Еще более необычным делает успех фильма тот факт, что Стивену Спилбергу на момент выхода фильма было всего 25 лет и он был в самом начале карьеры. К тому же изначально фильм задумывался как телевизионный и должен был быть показан в определённую дату. Это обстоятельство делало период сьемок чрезвычайно коротким.

Источник - "Яндекс картинки"
Источник - "Яндекс картинки"

Когда фильм вышел он вызвал немалый интерес у зрителей и через короткое время немного расширенная версия вышла в прокат.

Видео взято с YouTube (канал -Христофор Бонифатич)

Напишите в комментариях нравиться ли вам жанр дорожного кино и что вы думаете об этом фильме?

Спасибо за внимание.